Налогоплатильщикам - о правах и обязанностях

Неприменение льготы по налогу на имущество в какой-то период не продлевает установленный законодательством период применения льготной ставки

Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки ООО доначислена недоимка по налогам и пени, поскольку общество в нарушение п.п. 6, 7 ст. 288.1 и п. 3 ст. 385.1 НК РФ необоснованно применило при исчислении налогов за 2012 год налоговую ставку в размере 0 процентов по деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта.

Особенности отчета 6-НДФЛ у организации с филиалами и представительствами в одном муниципальном образовании

Для муниципальных образований, как города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь ситуация следующая.

Мероприятия ФНС по выявлению недостоверных юридических лиц

Эти мероприятия перечислены в Письмах е Федеральной налоговой службы от 3 августа 2016 г.:  N ГД-4-14/14126@ «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности и № ГД-4-14/14127 “О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности».

Изменены основания и размеры ответственности в сфере предпринимательской деятельности

Это следует из вступившего в силу 15 июля 2016 года положений Федерального закона  от 3 июля 2016 года № 325-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ».

Новое в законодательстве о налоговом администрировании и электронном документообороте и налоговом контроле

Принят  Федеральный закон от 01.05.2016 N 130-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".

Рассмотрим некоторые из внесенных поправок в НК РФ. 

Требование о представлении документов (информации) не считается принятым

ФНС РФ в Письме от 16.02.16 N ЕД-4-2/2436@ дала разъяснения по частному вопросу налогоплательщика, касающемуся имеющейся практики направления налоговыми органами требования о представлении документов не в формате требования в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФНС от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@, а в формате индивидуального письма.

В рассматриваемом случае налоговый орган направил налогоплательщику требование в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в формате электронного письма  о представлении документов (информации) и, поскольку документы были предоставлены через 20 дней, посчитал, что налогоплательщиком нарушен срок представления документов (10 рабочих дней с момента получения требования) и в итоге привлек  его к ответственности по ст. 126 НК РФ.

Налоговой тайны станет меньше

Это следует из Федерального закона от 1 мая 2016 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»( далее – Закон).

В пояснительной записке к проекту Закона, в частности  сказано, что он дает возможность налогоплательщику снять режим налоговой тайны со всех или с части имеющихся в распоряжении налогового органа сведений о нем как о налогоплательщике и сделать их общедоступными. Предлагаемые изменения дадут возможность налогоплательщикам получать необходимую информацию об организациях-контрагентах и оценивать свои риски с целью дальнейшего заключения с ними гражданско-правовых и трудовых договоров.

Длительная и своевременная уплата налогов при наличии переплаты влечет невозможность для налогового органа проведения зачета

Это один из выводов, следующих из Постановления Арбитражного суда Московского округа (далее - АС МО) от 18 января 2016 г. по делу N А40-60581/2015.

Общество обжаловало в суде частичный отказ налоговой инспекции  (далее – инспекция или налоговый орган) в возврате НДС в сумме более 4 млн. руб. со ссылкой на пропуск установленного  п.7 ст.78 НК РФ трехлетнего срока со дня уплаты налога.

Однако нижестоящие суды признали обоснованным вывод Инспекции о пропуске налогоплательщиком установленного п.7 ст. 78 НК РФ трехлетнего срока подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога, в связи с чем пришли к выводу о правомерности принятых налоговым органом решений об отказе в возврате сумм переплаты по НДС.

Рекомендации по выявлению сомнительных операций валютного законодательства РФ

Федеральной налоговой службой направлены для использования в работе рекомендации по выявлению сомнительных операций и оценке рисков нарушения требований валютного законодательства РФ по репатриации денежных средств от внешнеторговой деятельности, когда денежные обязательства нерезидентов заменяются долговыми обязательствами, выраженными в ценных бумагах.

Письмо ФНС России от 24.12.2015 N ЕД-4-2/22729 (рекомендации представлены письмом ФТС от 20.10.2015 N 01-28/51614).

В Рекомендациях приведены случаи, когда перемещение документарных ценных бумаг без их таможенного декларирования таможенному органу может квалифицироваться как нарушение права Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В частности, если документарные ценные бумаги, удостоверяющие обязательство по выплате денежных средств, не содержат лицо, в чей адрес осуществляется такая выплата, в крупном либо особо крупном размере в их деянии могут усматриваться признаки преступления, предусмотренного статьей 200.1 УК РФ.

Штрафы по НДФЛ – это Серьезно!

В 2016 году введена новая ежеквартальная отчетность по форме 6-НДФЛ. Эта отчетность призвана ужесточить и упорядочить поступления налога в бюджет РФ.

До 2016 года все организации отчитывались по налогу НДФЛ один раз по истечении календарного года. Многие работодатели активно использовали возможность неуплаты НДФЛ в установленные сроки или вовсе не платили его в бюджет.

Это касается тех работодателей, которые проводят задним числом кадровые события сотрудников (отпуск, увольнение, больничный, премии….) после их фактического наступления, говоря проще  – в конце месяца перед расчетом зарплаты. В данном случае работодатель нарушает сроки выплаты дохода сотруднику и перечисление НДФЛ, что влечет за собой штрафные санкции.

Арбитражный суд МО о допустимости доказательств и сроках проведения налоговой проверки

Постановление от 17 июля 2015 г. по делу N А41-46433/14

Допустимость доказательств

Результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Закона "Об оперативно-розыскной деятельности", могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем.

Налоговый орган, получив от сотрудника полиции сведения о доказательствах в виде опросов свидетелей, надлежащим путем их не закрепил.

Материалы, полученные сотрудниками полиции, не являются допустимыми доказательствами, если не закреплены надлежащим образом и опрошенные лица не предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Из Обзора судебных актов Конституционного суда РФ по вопросам налогообложения за 2014 год и полугодие 2015 года

направлено ФНС для использования в работе письмом от 17 июля 2015 г. N СА-4-7/12690@/

1. Реализация товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам с учетом НДС в результате неправильного применения общей системы налогообложения не порождает обязательство по уплате НДС в бюджет и не влечет изъятия суммы налога в доход бюджета.

Пункт 6 статьи 168 НК РФ предписывает включать в цену (тариф) товара (работы, услуги) при его реализации населению сумму НДС, не выделяя эту сумму на выставляемых ярлыках, ценниках, а также в чеках и в других документах, выдаваемых покупателю, а пункт 7 данной статьи приравнивает выдачу покупателю кассового чека или иного документа установленной формы при реализации товаров за наличный расчет населению к исполнению общих требований по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур, предусматривающих, в частности, необходимость выделения в счете-фактуре отдельной строкой соответствующей суммы налога.

Налоговый орган не вправе штрафовать за непредставление расшифровок строк форм бухгалтерской отчетности

Рассмотрим Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 февраля 2015 г. по делу N А40-32972/14,  выводы из которого, на наш взгляд, могут представлять интерес для налогоплательщиков.

Ситуация

Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения ИФНС (далее-инспекция) о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение - непредставление расшифровок строк форм бухгалтерской отчетности в виде штрафа на сумму 6 200 руб.

Суть проблемы

Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки в адрес Общества выставлено требование, согласно которому обществу необходимо было представить, в числе прочего: расшифровку обозначенных строк Формы 1 "Баланс предприятия" (15 документов); расшифровку обозначенных строк Формы 1 "Бухгалтерская отчетность" (16 документов.

Счета физлиц в банках за пределами РФ – введение контроля с 1 января 2015 года

С 1 января 2015 г. все физлица-резиденты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках и подтверждающие банковские документы.

Изменения внесены в Закон о валютном регулировании Федеральным законом от 21.07.2014 N 218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

с 01 января 2015 года п. 7 статьи 12 Закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» звучит так: «Резиденты, за исключением дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации».

Изменен порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

 

Новое 18 марта 2015г

Взаимодействие следователей и налоговых органов

ФНС РФ издало Приказ от 16 февраля 2015 года № ММВ-7-2/70@ (Далее – Приказ) «Об утверждении  Порядка рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1 УК РФ». Приказ вступит в силу по истечении 10 календарных дней с даты официальной публикации. 

В Приказе ФНС РФ даются рекомендации налоговым органам по осуществлению взаимодействия со следственными органами при рассмотрении налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 УК РФ.

Срок рассмотрения вышестоящим налоговым органом  (далее – ВНО) при поступлении от следователя копии сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198-199.1 УК РФ, не позднее 15 суток с момента их получения, который исчисляется в календарных днях.

Выездная налоговая проверка может включать отчетные периоды текущего года

Ситуация

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС (далее – инспекция) о признании недействительным решения в части привлечения Общества к налоговой ответственности в виде штрафа, ввиду запрета на проведение налоговой проверки более чем за три года деятельности налогоплательщика.

Приглашение на зарплатную комиссию основано на законе

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 августа 2014 года по делу № А67-7552/2013)

 

Ситуация

Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Инспекции ФНС (далее - Инспекция) о признании незаконными действий по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства путем приглашения  на комиссию по легализации налоговой базы.

Суть проблемы

Инспекцией по месту нахождения обособленного подразделения Общества направлено приглашение Обществу на комиссию по легализации налоговой базы.

Указанное приглашение было связано с поступлением в Инспекцию сведений о том, что Обществом ненадлежащим образом исполняются обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах в части НДФЛ. Указанная информация поступила из Государственной инспекции труда и Следственного управления СК России.

Истребуемые налоговым органом документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки

Такую Ситуацию рассмотрел Федеральный арбитражный суд Московского округа (Постановление ФАС МО от 23 мая 2014 г. по делу №А40-20559/2013).

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения МИ ФНС РФ (далее – инспекция) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Суть проблемы

Инспекцией в процессе проведения в отношении Общества камеральной налоговой проверки представленной декларации по НДС, с заявленной суммой налога к возмещению, направила налогоплательщику в порядке ст. 93 НК РФ требование о представлении документов (информации).

Поскольку налогоплательщиком по истечении 10 дней с даты получения требования были представлены не все истребованные документы согласно реестру документов и пояснению на требование (не представлены - книга продаж, выставленные покупателям счета-фактуры, товарные накладные, договора, регистры бухгалтерского и налогового учета), налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки.

После рассмотрения материалов выявленного в ходе камеральной проверки нарушения положения ст. 93 НК РФ НК РФ в отсутствие представителя налогоплательщика инспекцией вынесено решение о привлечении Общества к ответственности за налоговое правонарушение, которым налогоплательщик привлечен к ответственности по п.1 ст. 126 НК РФ за непредставление 5 документов на требование в виде штрафа в размере 1 000 руб. (по 200 руб. за документ), с предложением уплаты указанной суммы штрафа.

Уведомление налогоплательщика заказным письмом: отсутствие доказательств вручения свидетельствует о нарушении процедуры

В Постановлении ФАС Московского округа от 24.01.2014 № Ф05-17623/2013 по делу № А40-39102/13-91-127 был сформулирован важный вывод о том, что просто направление налоговым органом заказного письма о вызове налогоплательщика по почте не является соблюдением процедуры уведомления, поскольку письма по почте отправляются только, когда отсутствует возможность вручить их лично. Соответственно, налоговый орган должен располагать доказательствами либо вручения письма, либо доказательствами уклонения от вручения или невозможности вручения.
[SIZE=4]

Читать подробнее...

Камеральные проверки – новые случаи истребования документов

С 1 января 2014 года полномочия налоговиков при проведении камеральных проверок были расширены. Статья 88 НК РФ «Камеральная налоговая проверка» действует теперь в новой редакции. Изменения были внесены Федеральным Законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ и Федеральным Законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ.



Наравне с пояснениями по декларациям, в которых были выявлены ошибки, налоговый орган может запрашивать пояснения по убыточным декларациям и по уточненным декларациям, в которых сумма налога была уменьшена. Также инспекция может запрашивать первичные документы и регистры аналитического учета по уточненным декларациям, поданным позднее, чем через 2 года после истечения срока, если в них увеличен убыток или уменьшена сумма налога.


Теперь все правила по камеральным проверкам распространили также и на плательщиков сборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации.



Интересна проблема предоставления документов и пояснений по декларациям с убытком. В частности, в прежней редакции п.3 ст. 88 НК РФ у налоговых органов было лишь право требовать от налогоплательщика предоставления пояснений или внесения исправлений в случае выявления ошибок и (или) противоречий в декларациях.

Читать подробнее...

Декларация 3-НДФЛ за 2013 год

Декларацию 3-НДФЛ по налогу на доходы физических лиц за 2013 год необходимо представить не позднее 30 апреля 2014 года в налоговый орган по месту своего учета (месту жительства). Для её заполнения можно использовать бесплатную программу «Декларация 2013», находящуюся на сайте ФНС России по ссылке http://www.nalog.ru/rn77/program/fiz/decl/

Стоит отметить, что граждане, не обязанные подавать 3-НДФЛ и представляющие декларацию исключительно с целью получения налоговых вычетов, могут сделать это в любое время – на них срок до 30 апреля не распространяется.

Читать подробнее...

Изменения в порядке взыскания недоимок по страховым взносам

С 03 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 №358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды» (далее – Закон).

Рассмотрим некоторые из внесенных изменений, касающиеся организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - ИП)..

I. Изменения Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №212-ФЗ).

Читать подробнее...

Подача уточненной налоговой декларации при проведении выездной налоговой проверки


На семинаре «Как подготовить возражения и апелляционную жалобу по итогам выездной налоговой проверки», проведенном нами в рамках выставки «Бухгалтерский учет и аудит 2014»
От слушателей поступило несколько вопросов, касающихся подачи уточненной налоговой декларации при проведении выездной налоговых проверок. Рассмотрим некоторые из них.
1. На какой стадии выездной налоговой проверки может быть подана уточненная декларация?
Статья 18 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) регламентирует вопросы представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации.
Установлено, что налогоплательщик обязан представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию при обнаружении в ранее поданной им в налоговый орган декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
В свою очередь налогоплательщик вправе представить уточненную налоговую декларацию при обнаружении в ранее поданной им налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Читать подробнее...

Переквалификация операций налоговыми органами: доначислять НДС следует исходя из действительного размера налоговой базы – учитывая налоговые вычеты

СИТУАЦИЯ

По результатам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2007 по 31.12.2009 инспекцией доначислено 793 382 рубля НДС по операциям безвозмездной передачи новогодних подарков работникам и соответствующая сумма пеней.

ПОЗИЦИЯ ПРОВЕРЯЮЩИХ

Проверяющими сделан вывод о нарушении подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ и занижении налоговой на стоимость детских новогодних подарков, переданных обществом безвозмездно своим работникам. Инспекция, определив их стоимость на основании счетов-фактур, товарных накладных от поставщиков, доначислила спорную сумму налога.

При этом инспекция отказала в налоговых вычетов сумм НДС, уплаченных при приобретении, посчитав, что Обществом не соблюден заявительный порядок применения вычетов и они не учтены в декларациях.

Читать подробнее...

Контрольные закупки налоговой: налоговые органы проводить не вправе в целях контроля за применением ККТ

К такому выводу пришел Девятый Арбитражный Апелляционный суд в Постановлении от 26 августа 2013 г. № 09АП-26047/2013-АК по делу № А40-33057/13
Ситуация
Была проведена контрольная закупка налоговой в аптечном пункте в целях осуществления контроля за применением ККТ, и установил факт применения Обществом контрольно-кассовой техники (ККТ), не зарегистрированной в налоговом органе по месту осуществления деятельности обособленного подразделения Общества.
По данному факту в отношении Общества по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о назначении административного наказания в отношении Общества в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Общество не согласилось с постановлением и обратилось в арбитражный суд, который вынес решение в пользу общества. Однако налоговый орган обжаловал решение суда.

Читать подробнее...

Совершенствование налогового администрирования. Изменения с 24 августа 2013 г.

С 24 августа 2013 года вступил в силу Закон от 23 июля 2013 года № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса и некоторые другие законодательные акты… » (далее – Закон).
ФНС разъяснила порядок применения новых процессуальных сроков в письмах - от 31.07.2013 №СА-4-7/13912 "О сроке подачи возражений" , от 15.08.2013 N АС-4-2/14794.
Рассмотрим некоторые изменения.
Увеличен срок для представления возражений на акт проверки (ст. 100 НК РФ)
Согласно Закона в новой редакции п.6 ст. 100 Налогового кодекса налогоплательщик вправе представить письменные возражения на акт проверки в течение одного месяца со дня его получения, тогда как в прежней редакции этот срок составлял 15 рабочих дней.
Закон устанавливает, что если течение указанных сроков не завершилось до дня вступления в силу Закона, то сроки исчисляются в порядке, действующем после дня вступления в силу Закона.
ФНС РФ дала также разъяснения в письме от 15.08.2013 N АС-4-2/14794, указав, что с 24 августа 2013 года по актам налоговых проверок, которые были вручены с 24 июля 2013 года, письменные возражения можно представлять в течение одного месяца со дня их получения.

Читать подробнее...

Отсрочка, рассрочка по уплате налога и сбора

Отсрочка/рассрочка – это изменение срока уплаты налога. При этом для отсрочки/ рассрочки должны быть основания и предоставляться она может только сроком до одного года. Предоставляется отсрочка/рассрочка заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, но возможность уплаты у него может возникнуть в течение срока отсрочки/рассрочки.

Читать далее...

ФНС о мероприятиях налогового контроля

ФНС РФ осветила в письме от 23 мая 2013 г. N АС-4-2/9355 ряд спорных ситуаций, с которыми сталкиваются территориальные налоговые органы во время проведения мероприятий налогового контроля:

- Выемка документов в жилом помещении в случае отказа налогоплательщика добровольно предоставить документы;

- Правомерность обеспечительных мер в отношении имущества, находящегося в залоге;

- Смерть налогоплательщика-физлица в ходе выездной налоговой проверки;

- Продление сроков рассмотрения материалов налоговой проверки.

Читать подробнее...

До 1 февраля налоговым агентам нужно подать сведения о невозможности удержать НДФЛ у налогоплательщиков

Налоговые агенты обязаны представить в налоговую инспекцию сведения о выплаченных физическим лицам доходах (форму 2−НФДЛ) не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Если удержать налог нет возможности, налоговый агент обязан письменно сообщить об этом налогоплательщику и налоговому органу. Сделать это нужно не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, то есть до 1 февраля 2013 года за 2012 год (пункт 5 статьи 226 НК РФ). Сообщить о невозможности удержать у налогоплательщика НДФЛ необходимо по форме 2−НДФЛ, проставив в поле «признак» цифру 2.

Читать подробнее...

Организация не получила почтовое отправление от налоговых органов

На практике взаимодействия компаний и контролирующих органов достаточно часто встречаются случаи когда налоговики отправляют корреспонденцию почтой. И так же часто бывает, что такая корреспонденция в силу каких-либо причин не доходит до адресата.

Минфин России в своем письме от 12.04.2012 № 03-02-07/1-91 рассмотрел вопросы компании, которая не получила направленное контролирующими органами требование об уплате налога. Рассмотрим его.

Как предусмотрено действующим законодательством, компания обязана самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок (п. 1 ст. 45 НК РФ). В случае же неисполнения такой обязанности или исполнения ее ненадлежащим образом, налоговые органы направляют требование об уплате налога. Способы направления такого требования указаны в п. 6 ст. 69 НК РФ, а именно, документ может быть вручен под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде. При этом в случае направлении документа в электронном виде, он (документ) считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.

Читать подробнее...

Когда повторная выездная проверка незаконна

Управление налоговой службы отменило решение нижестоящей инспекции по выездной про­верке предпринимателя, а менее чем через год пришло к нему с повторной проверкой. У нало­гоплательщика возник вопрос, насколько правомерно проводить повторную проверку в такой ситуации. 3 апреля 2012 г. в этом вопросе разбирался Президиум ВАС РФ. Рассмотрим основания для проведения повторных выездных проверок.
Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ повторная выездная налоговая про­верка может проводиться только в двух случаях:
1 - когда проверку про­водит вышестоящий налоговый орган в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции, проводившей первоначальную проверку;
2 - если налогоплательщик сдал уточненную декларацию, в которой указана сумма налога в меньшем размере, чем ранее заявле­но. В этой ситуации выездную проверку проводит та же инспекция, которая проводила ее прежде.

Читать подробнее...

Если компания не успевает собрать документы для камеральной проверки возмещения НДС

При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с требованиями статьи 88 НК РФ.
Налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.
Порядок истребования документов при проведении налоговой проверки определен в ст. 93 НК РФ. Срок предоставления затребованных документов – 10 дней с момента получения требования.

Читать подробнее...

Камеральная проверка по НДС: какие документы предоставлять?

Нередки случаи, когда при проведении камеральной налоговой проверки по правомерности отнесения сумм НДС к возмещению, налогоплательщики сталкиваются с тем, что проверяющие органы направляют требование о предоставлении документов, имеющих отношение не к вычетам по НДС, а, например, к реализации. К ним, в частности, относятся счета-фактуры на продажи, журналы-ордера по счетам 62, 68, аналитические регистры по счету 60.
Однако налогоплательщик может отказаться от выполнения требования налоговиков при камеральной проверке по НДС в предоставлении таких документов, аргументируя свою позицию следующим образом.
Если заявлен НДС к возмещению, то при камеральной проверке по НДС инспекция вправе запросить документы, подтверждающие вычет. Они перечислены в статье 172 НК РФ. Это счета-фактуры на «входной» налог, документы на приобретение и оприходование товаров, работ и услуг. Но вычет не зависит от реализации в отчетном периоде. Следовательно, компания не обязана предоставлять счета-фактуры на свои продажи. И может не предъявлять книгу продаж, главную книгу, журналы-ордера по счетам 62 и 68. Незаконно и требование аналитических регистров по счету 60. Оприходование ценностей видно из первичных документов. Поэтому организация может отказаться от выдачи регистров.
Все вышесказанное вытекает из анализа постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2011 № А33-739/2011. В других округах суд также не соглашается с требованиями налоговых инспекторов, осуществляющих камеральные проверки. И, в частности, признает незаконность истребования книги продаж и иных документов, составленных на реализацию. Из решений, изданных в пользу налогоплательщиков, можно отметить следующие постановления: ФАС Северо-Западного округа от 16.12.2008 № А21-1658/2008 и ФАС Московского округа от 17.02.2009 № КА-А40/13087-08.

Налоговые льготы для организаций с работниками-инвалидами

Тарифы страховых взносов в 2012 году:

ПФР - 16%,

ФСС РФ - 1,9%,

ФФОМС - 2,3%.

1) Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимися инвалидами I, II или III группы;

2) общественные организации инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых число инвалидов и их законных представителей составляет не менее 80 процентов;

3)организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (ч. 3 ст. 58 закона 212-ФЗ).

Иными словами организации, имеющие работников-инвалидов с выплат им применяют пониженные тарифы страховых взносов, а общественные организациями инвалидов и организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов с выплат всех работников применяют пониженные тарифы страховых взносов.

Также организации будут начислять страховые взносы "на травматизм" с выплат работникам-инвалидам любой группы в размере 60% от величины страхового тарифа, установленного компании.

Право на применение пониженных тарифов взносов зависит от даты признания работника инвалидом. Дата признания инвалидом будет указана в справке об инвалидности. Иными словами:

(если) работник получил инвалидность, что подтверждено справкой, то применять пониженный тариф страховых взносов нужно с 1-го числа месяца, в котором получена инвалидность;

(если) в результате освидетельствования инвалидность работника не подтверждена, то с 1-го числа месяца, в котором истек срок действия старой справки, использовать пониженные тарифы уже нельзя.

НДФЛ

Сами работники-инвалиды, кроме инвалидов III группы, с даты признания их инвалидами имеют право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 500 руб. за каждый месяц в течение года. Причем право на вычет не ограничено каким-то предельным доходом работника. Здесь не идет речь о некоторых "особых" категориях инвалидов, в частности инвалидах-чернобыльцах, которые имеют право на вычет по НДФЛ в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода.

Налог на имущество

От уплаты налога на имущество организаций освобождены следующие организации инвалидов:

1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

2) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

3) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (п.3 ст. 381 НК РФ)

Читать подробнее...

Налоговая проверка контрагента – какие документы предоставлять налоговой инспекции?

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ Налогоплательщик обязан представить налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Требование налогового органа о предоставлении необходимой информации и документов может быть выставлено в рамках следующих мероприятий:

1) в рамках налоговой проверки контрагента в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ об истребовании у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), этих документов (информации);

2) вне рамок налоговых проверок согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ, когда налоговому органу необходима информация о конкретной сделке.

В первом случае инспекция вправе истребовать как документы, так и информацию соответствующего содержания, а во втором — только информацию, причем при запросе налоговый орган должен обосновать необходимость в ее получении.

Читать подробнее...

Выездная проверка: проверяющие должны подтвердить факт нарушения налогового законодательства

С 09 октября 2011 года вступили в силу изменения в Требования к составлению Акта налоговой проверки (далее - Требования), утвержденные Приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@.
Теперь к акту выездной налоговой проверки, который вручается проверенному лицу или его представителю, должны прилагаться:
- документы, подтверждающие факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки,
- ведомости, таблицы и иные материалы. В этом случае в тексте акта приводится изложение существа нарушений со ссылкой на конкретные нормы Кодекса или иных нормативных правовых актов, нарушенные проверенным лицом, а также общее количественное (суммовое) выражение последствий указанных нарушений и делается ссылка на соответствующие приложения к акту. При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных нарушений с указанием: периода, к которому они относятся; наименования, даты и номера документа, по которому совершена соответствующая операция; сущности операции; количественное (суммовое) выражение последствий нарушения. Каждое из указанных приложений должно быть подписано составившим его проверяющим либо руководителем проверяющей группы (бригады).
Подтверждающие документы должны прикладываться к актам, вручаемым после 9 октября 2011 года, независимо от периода, за который проводилась выездная налоговая проверка.
При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.
Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Ранее налоговые органы отказывали налогоплательщику в выдаче таких документов на основании пункта 1.15 Требований, согласно которому соответствующие материалы проверки и документы, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах, являются документами для служебного пользования.
Решением ВАС РФ от 24.01.2011 № ВАС-16558/10 данное положение было признано противоречащим Налоговому кодексу РФ. В этой связи внесены изменения в названные Требования, в том числе упомянутый пункт 1.15 признан утратившим силу.
В налоговом органе остаются на хранении документы для служебного пользования – их состав остался неизменным:
1. экземпляр акта налоговой проверки,
2. документы, относящиеся к налоговой проверке:
- решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
- решение о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);
- решение о приостановлении и возобновлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);
- решение о продлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);
- требование о представлении документов;
- решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов (при наличии);
- акт инвентаризации (в случае проведения инвентаризации);
- разделы актов проверок филиалов (представительств);
- документы (информация), истребованные в ходе проверки;
- заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);
- протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
- справка о проведенной проверке;
- документы, подтверждающие факт вручения либо направления справки о проведенной проверке, а также акта налоговой проверки налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или его представителю;
- копии первичных документов, регистров налогового и бухгалтерского учета, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, заверенных в установленном порядке;
- иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и для принятия обоснованного решения по результатам проверки.
Таким образом, спустя 8 месяцев Федеральная налоговая служба наконец-то привела в соответствие с НК свой ведомственный нормативный акт, который как обычно ущемлял права налогоплательщиков. Конечно, зачем же им видеть доказательства выявленных нарушений? Это должно быть скрыто от глаз под грифом «ДСП».
Что ж, хоть и пустячок, но, все равно, приятно. Изучайте теперь подтверждающие документы и не забывайте, что и у вас есть права помимо обязанностей!

Как проявить должную осмотрительность при выборе контрагента и защитить реальность хозяйственных операций

При заключении сделок с контрагентами мы не всегда проводим работу по выяснению минимальной информации о правомерности осуществления своих действий контрагентом. Иначе говоря, мы не всегда интересуемся такими важными вопросами как:

- является ли контрагент действующим юридическим лицом, зарегистрированным в порядке, предусмотренным действующим законодательством;

- правомочен ли руководитель контрагента на заключение договора с налогоплательщиком;

- имеет ли контрагент соответствующие ресурсы (физические и материальные) для выполнения работ или оказания услуг, предусмотренных договором, заключаемым между налогоплательщиком и контрагентом, а в случае отсутствия таких ресурсов, заключены ли между контрагентом и иными подрядными организациями соответствующие договоры;

- имеет ли контрагент соответствующие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности (в случае необходимости);

- является ли контрагент добросовестным налогоплательщиком.

Однако обширная судебная практика выявляет острую необходимость в получении налогоплательщиком как можно большей информации о контрагенте, тем самым подтверждая проявление должной осмотрительности и опровергая возможные обвинения со стороны налоговых органов в получении необоснованной налоговой выгоды.

Какие основные претензии предъявляют налоговые органы к налогоплательщику, что же является необоснованной налоговой выгодой и должной осмотрительностью налогоплательщика, какие действия необходимо осуществить налогоплательщику, чтобы проявить необходимую должную осмотрительность?

Читать подробнее...

Выездная налоговая проверка – план действий

Разобраться в действиях налоговых органов и спланировать ответные действия при проведении выездной налоговой проверки вам поможет таблица, в которой отражены законодательно установленные действия и сроки при проведении выездной проверки и по ее итогам.

Читать подробнее...