Статьи

Минфин РФ о соблюдении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) "преступных" доходов и финансированию терроризма при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг

В письме от 02.10.2013 N 07-02-05/40858 в порядке обобщения практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности обратил внимание аудиторских организаций, аудиторов на следующее.
Действия аудитора при оказании аудиторских услуг
Аудитор должен исходить из положений федерального стандарта аудиторской деятельности ФСАД 6/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита", утвержденного приказом Минфина России от 17 августа 2010 г. N 90н.
В ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитор обязан учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе Федерального закона N 115-ФЗ. Рассмотрению, в частности, подлежит соблюдение аудируемым лицом установленных Федеральным законом N 115-ФЗ или в соответствии с ним требований в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения и представления информации.
[spoiler]Проведение соответствующих аудиторских процедур имеет особое значение при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, определенных статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ: кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций и лизинговых компаний, организаций, осуществляющих управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, кредитных потребительских кооперативов, др.
Выполненные аудиторские процедуры и результаты их должны быть документально оформлены.
Кроме этого, Согласно федеральному стандарту аудиторской деятельности ФСАД 5/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита", утвержденному приказом Минфина России от 17 августа 2010 г. N 90н, при планировании, выполнении и оценке результатов аудиторских процедур, а также при подготовке аудиторского заключения аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений бухгалтерской отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий. В случае, если аудитор выявил или подозревает недобросовестные действия, то он должен определить, обязан ли он сообщить в случае или подозрениях стороне, внешней по отношению к аудируемому лицу, в том числе уполномоченному государственному органу. Например, информацию в отношении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Действия аудитора при оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг
В случаях, когда лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг (далее - обслуживающее лицо), готовит или осуществляет от имени или по поручению своего клиента Операции, оно обязано идентифицировать клиентов, организовать внутренний контроль, фиксировать и хранить информацию.
К таким Операциям пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ отнесены следующие сделки и финансовые операции с денежными средствами или иным имуществом:
а) сделки с недвижимостью;
б) управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
в) управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
г) привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
д) создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
В письме указано, как в этом случае обслуживающие лица обязаны организовать меры по идентификации клиентов, организовать систему внутреннего контроля (в рамках требований закона 115-ФЗ), меры по фиксированию и хранению информации, передаче информации уполномоченному органу.
С выходом данного письма отменены письма Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 31 марта 2009 г. N 07-03-32/423, от 13 апреля 2009 г. N 07-03-32/520, от 14 мая 2009 г. N 07-03-32/687, от 10 июля 2009 г. N 07-03-32/1024, от 6 июня 2013 г. N 07-02-05/20990.
К письму приложен перечень нормативных актов (по состоянию на 1 октября 2013 года) в области противодействия легализации "преступных" доходов и финансированию терроризма.
Автор статьи. Александр Киселев, Руководитель направления Аудит