Актуальный комментарий

Вопросы возмещения убытков органами юридического лица

Лицо, входящее в состав органов управления юридического лица (единоличного исполнительного органа - директора, генерального директора и т.п.), обязано действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 53 ГК РФ). В случае нарушения этой обязанности директор должен возместить убытки, причиненные юридическому лицу.

Сами по себе негативные последствия для юридического лица не свидетельствуют о недобросовестности и (или) неразумности действий (бездействия) директора, поскольку предпринимательская деятельность сама по себе носит рисковый характер. Истец должен доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности и (или) неразумности действий (бездействия) директора.

Пленум ВАС установил признаки, при наличии которых недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной и признаки неразумности действий (бездействия) директора.

В случае привлечения юридического лица к налоговой, административной ответственности по причине недобросовестного и (или) неразумного поведения директора, понесенные в результате этого убытки юридического лица могут быть взысканы с директора.

Арбитражный суд не может полностью отказать в удовлетворении требования о возмещении директором убытков, только на основании, что размер этих убытков невозможно установить с разумной степенью достоверности (пункт 1 статьи 15 ГК РФ).

Читать полностью....


Особенности труда дистанционных работников

С 19 апреля 2013 года вступили в силу поправки в Трудовой кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 05.04.2013 № 60-ФЗ, в соответствии с которым в кодексе появилась специальная глава 49.1. «Особенности регулирования труда дистанционных работников».

Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".

Читать подробнее...

Перевод электронных денежных средств (бонусные карты, электронные кошельки, мобильная связь) - банковская операция. Такая деятельность лица, не являющегося кредитной организацией, незаконна.

Департамент внешних и общественных связей ЦБ РФ разъяснил вопросы применения отдельных положений Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее – Закон).

Согласно ч.1 ст.12 Закона Операторами электронных денежных средств являются только кредитные организации.

В то же время поступает информация что лица, не являющиеся кредитными организациями, осуществляют расчеты с поставщиками услуг (товаров, работ) на основании передаваемых физическими лицами распоряжений в электронном виде, в том числе с использованием карт, не являющихся банковскими картами, сети Интернет, мобильных телефонов,используя, такие схемы расчетов, как:

· выпуск лицами, не являющимися кредитными организациями, карт, в том числе "подарочных", "накопительных", "дисконтных", "бонусных", в целях их использования физическими лицами для расчетов с поставщиками услуг (товаров, работ), отличными от эмитентов карт;

· открытие "электронных кошельков" на Интернет-сайтах лицами, не являющимися кредитными организациями, в целях использования данных "электронных кошельков" физическими лицами для расчетов с поставщиками услуг (товаров, работ);

· использование авансов физических лиц по оплате услуг мобильной связи для расчетов с поставщиками услуг (товаров, работ) посредством, как правило, мобильных телефонов.

В то же время согласно ч.2 ст. 12 Закона лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по электронным денежным средствам (пункт 18 статьи 3 Закона…) и осуществлять перевод электронных денежных средств, который отнесен к банковским операциям пунктом 9 части первой статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

В связи с этим Департамент ЦБ РФ разъяснил, что осуществление лицом, не являющимся кредитной организацией, на основании передаваемых ему физическими лицами распоряжений в электронном виде, деятельности по исполнению денежных обязательств указанных физических лиц перед поставщиками услуг (товаров, работ) за счет предварительно предоставленных денежных средств, учитываемых без открытия банковского счета, является нарушением законодательства Российской Федерации.

Источник. ЦБ РФ

Изменения в порядок проведения аттестации рабочих мест!

Минюстом России 6 февраля 2013 г. за № 26881 зарегистрирован, но еще не опубликован и не вступил в силу Приказ Минтруда от 12.12.2012 № 590н «О внесении изменений в порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздрава от 26.04.2011 № 342н» (далее – Приказ 342н).

В соответствии с Приказом Минтруда существенные изменения внесены в пункты 4, 8 и 47 Приказа 342н.

Читать далее ...

Внесены изменения в Гражданский кодекс РФ, которые вступают в силу с 01 марта 2013 года

Федеральным законом от 30.12.2012 №302-ФЗ (далее – Закон) внесены изменения в Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ), которые вступают в силу с 01 марта 2013 года за исключением отдельных положений.

Читать подробнее...

Дивиденды из прибыли прошлых лет - налог на прибыль

Налогообложение дивидендов не может зависеть от отчетного периода, за который принимается решение о выплате дивидендов. По своей экономической природе чистая прибыль и нераспределенная прибыль тождественны.

Читать далее...

Благими намерениями…

На конференции «Судебные доктрины в налоговом праве», которая прошла в Санкт-Петербургском государственном университете 30 ноября – 1 декабря 2012 года, председатель Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов сделал несколько революционных заявлений.

В частности он заявил, что судьям при рассмотрении налоговых споров стоит руководствоваться анализом реальных экономических отношений, а не формальными положениями законов и корректировать неточности законодательства позволяет вдумчивый экономический анализ отношений в рассматриваемых спорах.

Читать далее...

В УК РФ появились виды мошенничества, а в ТК РФ - требования к квалификации работника

Уголовный кодекс РФ

Федеральным законом от 29.11.12 № 207-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, согласно которым в дополнение к статье 159 «Мошенничество», которая ранее не дифференцировала виды мошенничества, теперь специальными статьями выделены следующие виды мошенничества:

Читать подробнее...

Новый порядок запросов налоговыми органами у банков о счетах и выписках

ФНС РФ утвердила новый Порядок направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов, об остатках на счетах, о предоставлении выписок по счетам. Новый Порядок опубликован в Российской газете 03.10.2012 и вступает в силу по истечении 10 дней со дня публикации.

Давайте посмотрим, зачем был разработан новый Порядок и какие нас ждут нововведения.

Читать далее

IP-адрес как еще одно доказательство получения необоснованной налоговой выгоды.

Согласно последней судебной практики у контролирующих органов появился еще один аргумент не в пользу налогоплательщика, который в совокупности с другими обстоятельствами может стать основанием для отказа в вычете НДС. Таким аргументом является факт совпадения IP-адресов поставщика и покупателя. Подтверждение сказанного является текст Определения ВАС РФ от 06.07.2012 № ВАС-7941/12.

Рассмотрим его содержание подробнее.

По результатам выездной проверки инспекция доначислила компании поч­ти 12 млн руб. НДС, а также штрафные санкции и пени.

Основанием послужил вывод налоговиков о том, что компания с целью получения необоснованной налоговой выгоды создала цепочку аффилированных компаний – несуществующих поставщиков. Указанный вывод, по мнению налоговиков, подтверждается следующими фактами, а именно:

- сведения, приве­денные в первичных документах, пред­ставленных налогоплательщиком, недо­стоверны, первичные документы подписаны неустановленными лицами; - документооборот и рас­четы носили формальный характер и главной целью, преследуемой органи­зацией при заключении сделок с рядом контрагентов, являлось получение дохо­да в виде возмещения из бюджета НДС;

Читать подробнее...

Арбитражный процесс будет упрощен

На этой неделе Совет Федерации еди¬ногласно одобрили законопроект «О внесении изменений в Арбитраж¬ный процессуальный кодекс РФ в связи с совершенствованием упрощен¬ного производства».

Цель таких поправок - снизить на¬грузку на суды, а также выполнить положения директивы Европейского союза о процедуре рассмотрения малых исков, вступившей в силу с 01.01.2009г.

Так, с учетом поправок, дела, которые будут рассматриваться в порядке упрощенного производства независимо от согласия сторон, станут подразделяться на две категории:

Читать подробнее...

Подпись главного бухгалтера – необязательный реквизит первичного документа

К такому выводу пришел Пленум ВАС РФ в своем постановлении от 23.03.2012г. № 14. Суд изложил следующее. Действительно, согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996г. (далее – Закон № 129-ФЗ) без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Однако из содержания п. 1 ст. 160 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) следует, что первичные документы компании вправе подписывать любое должным образом уполномоченное на то лицо. И этот человек не обязательно будет являться главным бухгалтером. Это может быть генеральный директор или любой иной работник компании, действующий по доверенности.

Очевидно противоречие между нормами Закона № 129-ФЗ и ГК РФ.

Однако напомним, что согласно п. 2 ст. 3 ГК РФ, Гражданский кодекс имеет приоритет над другими законами.

Поэтому, вывод, изложенный судом в рассматриваемом постановлении, сводится к тому, что дополнительно ставить подпись главного бухгалтера на документе не обязательно.

Поэтому в случае если контрагенты и/или налоговая инспекция будут оспаривать действительность документа, оформленного без подписи главного бухгалтера, велика вероятность того, что они проиграют суд. Ведь разъяснения Пленума ВАС РФ обязательны для применения всеми судами.

Также следует обратить внимание на то, что Закон № 129-ФЗ с 01.01.2012г. утрачивает силу, а в новом законе норма о недействительности документов без подписи главного бухгалтера отсутствует.

Новый информационный ресурс

Не так давно Росреестр на своем официальном сайте сообщил о запуске Федерального информационного ресурса (ФИР).

На наш взгляд, очень важный и полезный инструмент, особенно для тех кто имеет отношение к сделкам с недвижимостью.

Так, заявители смогут оперативно, в режиме онлайн получать информацию по любому объекту недвижимости на всей территории России независимо от места его расположения. Пока, правда, в ФИР загружены данные только по Московской и Ростовской областям. Остальные регионы предполагается загрузить уже к сентябрю.

Напомним, что ранее для получения необходимой информации по объекту недвижимости, находящемуся в регионах, работникам Росреестра необходимо было направлять соответствующие запросы в регионы, на основании которых готовились выписки. Теперь же любую информацию можно получить в одном из офисов Росреестра независимо от места обращения с запросом.

Предоставление таких услуг осуществляется на основании приказа Минэкономразвития России от 27.12.2011 № 766 и приказа Росреестра от 09.04.2012 № П/142.

Автор: Полозова Вера, юрист АСС-СИСТЕМС

Новые формы заявления для государственной регистрации юридических лиц

Минюст России зарегистрировал 14 мая 2012 года приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, которым утверждаются новые формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. В этих формах учтены изменения, внесенные в законодательство, в том числе касающиеся правил регистрации ООО. Также закреплен порядок их заполнения.

В частности, изменилась форма заявления о госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (№ Р 13001). В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть подтверждена в нотариальном порядке. Поэтому в новой форме на листе М (стр. 3) появилось поле, заполняемое нотариусом. Установлено, что формы, используемые при регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств, утрачивают силу. Приказ начнет действовать со дня, когда правительство признает недействующими прежние формы, используемые при государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве ИП.

Выплатили зарплату дважды? Для взыскания – есть только три основания

Зачастую, складывается ситуация при которой, например, увольняющемуся сотруднику компания дважды перечисляет на карточку компенсацию за неиспользованный отпуск и последнюю премию.

Когда ошибка выясняется, добровольно вернуть деньги бывший сотрудник обычно не желает. Что же делать компании в этом случае. Конечно, обращаться в суд.

Сложившаяся судебная практика не однозначна, арбитры поддерживают разные стороны. Точку в таких спорах поставил Верховный суд РФ в своем Определении от 20.01.2012 № 59-В11-17, указав на то, что статья 137 ТК РФ до­пускает только три основания для взыскания с ра­ботника излишне выплаченных денежных средств через суд. А именно:

1. Переплата из-за неправомерных действий сотрудника.

2. Признание вины работника в невыполнении норм труда или простое.

3. Счетная ошибка.

Поэтому, в случае отсутствия указанных причин, оснований для взыскания излишне перечисленных денежных средств у компании не будет.

Вправе ли налоговые органы проверять физических лиц, утративших статус ИП?

Рассмотрим, с точки зрения действующего законодательства РФ, имеют ли право налоговые органы проводить выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус индивидуальных предпринимателей и, в случае, если такое право у них имеется, за какой период налоговики могут реализовать свое право.

Пунктом 3 ст. 44 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) предусмотрены основания, по которым обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается. Утрата статуса предпринимателя не предусмотрена в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Кроме того, статус налогоплательщика сохраняется у физического лица и после прекращения им предпринимательской деятельности.

Читать подробнее...

Механизмы взаимодействия госорганов при проведении налоговых проверок

С 7 декабря 2011 года вступили в силу поправки в Уголовный кодекс РФ, в силу которых следователи теперь могут возбуждать уголовные дела на сотрудников компаний только с подачи инспекторов. Результаты оперативно-розыскных действий больше не являются поводом для возбуждения таких дел.

Давайте разберемся, в каких случаях теперь делами по налоговым правонарушениям будет заниматься Следственный комитет РФ, а в каких ФНС РФ.

Действующее законодательство регламентирует действия ФНС РФ и Следственного комитета РФ следующим образом.

Читать подробнее...

Новое об аттестации рабочих мест

Мы уже писали об изменении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с 1 сентября 2011 года - http://www.acc-systems.ru/communication/blog/acc-systems/76.php.

В период с 13.01.2012 по 12.02.2012 года Минэкономразвития РФ были проведены публичные консультации по Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 342н от 26 апреля 2011 г. «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» на предмет наличия положений необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности -

http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depregulatinginfluence/doc20120113_05.

В связи с чем, были начаты процедуры публичных консультаций?

Аттестация рабочих мест – это дорогостоящая процедура, стоимость аттестации одного рабочего места – от 3000 руб., срок – 5 лет. При этом, как отмечает газета Экономика и жизнь (№05 от 10 февраля 2012 года, стр.08, статья «Дорогостоящая аттестация рабочих мест без гарантий безопасности») со слов заместителя руководителя Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «ОПОРЫ России» И.Ефременкова, эта процедура не гарантирует безопасности работников (например, для предприятий бытового обслуживания существуют требования по технике безопасности, обучение работников правилам безопасности, также обязательное обучение руководителей или специальных работников за соблюдением правил безопасности, ведутся специальные журналы). При аттестации проводится ряд измерений, которые дублируют проводимые структурами Роспотребнадзора.

Кстати, «Экономика и жизнь» с «разбора полетов» по данному акту открыла рубрику по оценке регулирования, где будут анализировать нормативные акты и их проекты, которые требуют от предпринимателей необоснованных затрат, создают избыточное регулирование и препятствуют работе бизнеса. Нужно отметить, что с июля 2011 года действующие нормативные акты по ряду предметных областей http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/designelements/ria/index по результатам проводимых процедур могут быть отменены или изменены их разработчиками.

Заключение по публичным консультациям относительно аттестации рабочих мест пока не сделано.

Читать подробнее...

Порядок проведения аттестации рабочих мест по-новому

Несмотря на то, что аттестация рабочих мест проводится специализированными организациями, знание порядка проведения и оформления ее результатов поможет частным компаниям подготовиться к проверке, проконтролировать результаты и, в случае необходимости, защитить свои права.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по-новому

Требования к проведению аттестации, оформлению и использованию ее результатов установлены Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 №342н, далее - Порядок проведения аттестации). Требования указанного Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п.1 Порядка проведения аттестации).

1. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Сроки проведения очередной аттестации установлены п.8 Порядка проведения аттестации - не реже одного раза в пять лет. Пятилетний срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации, а именно от даты подписания работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации (п.44 Порядка проведения аттестации). За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

Следует отметить, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 №569, действительны до проведения очередной аттестации. Это установлено п.3 Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

2. Приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

Для организации и проведения аттестации работодатель должен издать приказ (п.11 Порядка проведения аттестации). Унифицированной формы приказа о проведении аттестации законодательством не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.

В приказ должны быть включены следующие сведения:

- о составе аттестационной комиссии (подробнее об этом см. п. 4 «Состав аттестационной комиссии»);

- о председателе аттестационной комиссии, который должен быть представителем работодателя (п.10 Порядка проведения аттестации);

- о сроке проведения аттестации.

Кроме того, в произвольной форме должен быть составлен и либо включен в текст приказа, либо добавлен как приложение к приказу график проведения работ по аттестации.

С приказом о проведении аттестации необходимо ознакомить всех членов аттестационной комиссии, а также иных лиц, указанных в приказе.

2.2. Аттестующая организация

Пунктом 6 Порядка проведения аттестации предусмотрено, что аттестация проводится совместно работодателем и аттестующей организацией на основании гражданско-правового договора.

Аттестующая организация - это юридическое лицо, оказывающее услуги по аттестации и выполняющее:

- измерения и оценки факторов рабочей среды и трудового процесса;

- оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- оформление и подготовку отчета об аттестации.

Аттестующая организация должна соответствовать следующим условиям:

- аккредитована в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»;

- является независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого ею проводится аттестация.

2.3. Состав аттестационной комиссии

Состав аттестационной комиссии установлен п.10 Порядка проведения аттестации и зависит от того, к какой категории субъектов предпринимательства относится организация, в которой планируется проведение аттестации.

Если аттестация проводится в организациях, отнесенных к микропредприятиям и малому бизнесу (пп.«а» п.2 ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), то в состав аттестационной комиссии включаются:

- работодатель (его представитель). В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники;

- представители аттестующей организации (подробнее об этом см. раздел «Аттестующая организация» настоящего материала);

- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);

- представители организации или специалисты, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Во всех остальных организациях в состав аттестационной комиссии включаются:

- представители работодателя;

- специалист по охране труда;

- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;

- представители аттестующей организации (подробнее об этом см. раздел «Аттестующая организация» настоящего материала).

3. Составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда

Обязанность по составлению перечня рабочих мест возложена на аттестационную комиссию (п.12 Порядка проведения аттестации). Образец перечня рабочих мест и правила его заполнения приведены в Приложении №1 Порядка проведения аттестации.

Для составления перечня рабочих мест необходимы следующие документы:

- штатное расписание;

- список работников с указанием профессии (должности) и структурных подразделений.

Наименования профессий (должностей) в перечне рабочих мест должны соответствовать их наименованиям в штатном расписании. Каждому рабочему месту присваивается уникальный порядковый номер от 1 до 99 999 999.

4. Виды оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам

После составления перечня рабочих мест специалисты аттестующей организации проводят оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам. Порядок проведения оценки установлен п.п.14-19 Порядка проведения аттестации. Оформляется протоколом. Форма протокола законодательно не предусмотрена. Протоколы измерений и оценок оформляются по каждому фактору, подлежащему оценке. Протокол должен содержать следующую информацию:

· полное или сокращенное наименование работодателя;

· фактический адрес местонахождения работодателя;

· идентификационный номер протокола

4.1. Оценка травмоопасности рабочих мест

Оценка травмоопасности проводится специалистами аттестующей организации и осуществляется по правилам, установленным п.п.20-28 Порядка проведения аттестации. Результаты оценки травмоопасности рабочего места оформляются протоколом оценки травмоопасности рабочего места, образец которого предусмотрен приложением № 4 к Порядку.

4.2. Оценка обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ)

Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится специалистами аттестующей организации по правилам, установленным п. п. 29 – 35 Порядка. Обязанность по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ возложена на работодателя. Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, образец которого предусмотрен приложением № 5 к Порядку, за исключением случаев, когда выдача СИЗ не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ и не требуется по фактическому состоянию условий труда.

4.3. Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте

Процедура оценки условий труда завершается комплексной оценкой состояния условий труда на рабочем месте , которая включает в себя результаты следующих оценок (п.36 Порядка проведения аттестации):

- класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

- класса условий труда по травмоопасности;

- обеспеченности работников СИЗ.

Рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда», если установлено соответствие условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, соответствие рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ и при оценке травмоопасности рабочего места не выявлено несоответствия требованиям охраны труда (п. 37 Порядка проведения аттестации ).

Рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» при несоответствии условий труда гигиеническим нормативам, и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ (п. 38 Порядка проведения аттестации ).

При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным работодатель должен незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия (п. 39 Порядка проведения аттестации ).

Результаты комплексной оценки состояния условий труда на рабочем месте вносятся в карту аттестации рабочего места по условиям труда в строку 070.

5. Документы по итогам проведения аттестации

По результатам аттестации аттестационная комиссия составляет отчет об аттестации , к которому прилагаются следующие документы (п. 44 Порядка проведения аттестации ):

- приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации (подробнее об этом см. п. 2 «Приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» настоящего материала);

- перечень рабочих мест , подлежащих аттестации (подробнее об этом см. п. 1 «Составление перечня рабочих мест , подлежащих аттестации по условиям труда» настоящего материала);

- карты аттестации рабочего места с протоколами измерений и оценок (подробнее об этом см. п. 2 «Функции аттестационной комиссии» настоящего материала);

- сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест (Приложение № 6 к Порядку проведения аттестации );

- сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации , и компенсаций, которые необходимо устанавливать работникам (Приложение № 7 к Порядку проведения аттестации );

- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (Приложение № 8 к Порядку проведения аттестации ), который подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом передается на утверждение работодателю;

- итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (Приложение № 9 к Порядку проведения аттестации );

- сведения об аттестующей организации (Приложение № 10 к Порядку проведения аттестации ) с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации );

- протоколы заседаний аттестационной комиссии;

- заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

- предписание должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

6. Подписание приказа о завершении аттестации рабочих мест по условиям труда и утверждение отчета об аттестации

Процедура аттестации завершается подписанием работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации (п. 44 Порядка проведения аттестации ). Подписание приказа о завершении аттестации и утверждение отчета об аттестации осуществляется работодателем в течение десяти рабочих дней с даты поступления итогового протокола заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

С приказом о завершении аттестации необходимо ознакомить всех членов аттестационной комиссии, а также иных лиц, указанных в приказе.

Унифицированной формы приказа о завершении аттестации законодательством не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.

7. Ознакомление работника с результатами аттестации его рабочего места

В течение десяти рабочих дней с даты поступления итогового протокола заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель должен ознакомить работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места в карте аттестации (п. 44 Порядка проведения аттестации ).

8. Взаимодействие с государственной инспекцией труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда

Взаимодействие работодателя с государственной инспекцией труда (далее - ГИТ) осуществляется согласно Приказу Роструда от 31.08.2011 № 193 «Об организации работы по реализации пункта 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н».

В течение десяти календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждения отчета об аттестации работодатель должен направить в ГИТ следующие документы:

- сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

- сведения об аттестующей организации (подробнее об этом см. п. 1 «Составление отчета об аттестации рабочих мест по условиям труда» настоящего материала);

- сопроводительное письмо на бланке работодателя.

Указанные документы должны быть представлены на бумажных носителях и в электронном виде (п. 45 Порядка проведения аттестации ).

Поступившие от работодателя документы регистрируются ГИТ в журнале регистрации поступления материалов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

При представлении работодателем неправильно оформленных документов или неполного их пакета ГИТ сообщает ему об этом с указанием конкретного срока для устранения недостатков.

Сведения, содержащиеся в документах, ГИТ вносит в реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда в хозяйствующих субъектах.

В соответствии с пунктом 11 приказа Роструда от 31.08.2011 № 193 «Об организации работы по реализации пункта 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н», если после 1 декабря 2010 г. аттестация рабочих мест по условиям труда проводилась организацией, не прошедшей в установленном порядке обязательную аккредитацию, ГИТ обязана предъявить работодателю предписание с требованием повторного проведения аттестации в соответствии с установленным порядком.

Новый закон о закупках для госнужд

С 1 января 2012 г., за исключением нескольких положений, вступающих в силу 1 января 2013 либо 1 января 2014, вступает в силу Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - «Закон»), принятый 18 июля 2011 г.

Законом устанавливается конкурентный порядок при осуществлении закупки товаров, работ и услуг некоторыми юридическими лицами с прямым и косвенным публичным участием, а также лицами, осуществляющими некоторые виды деятельности. До принятия Закона нормы о необходимости соблюдения конкурентных процедур применительно к закупкам таких лиц содержались в отдельных разрозненных актах, а принципы и основные требования к закупкам не были в достаточной степени урегулированы.

Закон не применяется к отношениям, связанным с куплей-продажей ценных бумаг, валютных ценностей, приобретением биржевых товаров на товарной бирже, размещением заказов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки продукции, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – «Закон № 94-ФЗ»), закупкой в соответствии с международным договором, предусматривающим отличный порядок, отбором финансовых организаций для оказания финансовых услуг и аудиторских организаций для обязательного аудита.

Законодатель отказался от детальной регламентации проведения различных способов закупки и перечисления случаев, когда должен быть применен конкретный способ (как это было сделано в Законе № 94-ФЗ).

В Законе указаны общие принципы осуществления закупок. Подразумевается, что основные вопросы будут урегулированы в документах, регламентирующих закупочную деятельность конкретного заказчика – Положениях о закупке, утверждаемых указанными в Законе уполномоченными органами управления заказчика и подлежащих размещению на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – «Официальный сайт») в течение 15 дней со дня их утверждения.

Читать подробнее...

Изменена административная ответственность за нарушения валютного законодательства

В соответствии с Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон) были внесены поправки, касающиеся административной ответственности за несоблюдение сроков представления форм учета и отчетности, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

В новой редакции КоАП РФ будет предусмотрена дифференцированная в зависимости от срока, в течение которого происходило правонарушение, санкция за данный вид правонарушения. В предыдущей редакции КоАП РФ за указанное выше правонарушение накладывалось административное наказание в виде следующих штрафов: - от 4 000 до 5 000 руб. – на должностных лиц; от 40 000 до 50 000 руб. – на юридических лиц.

В связи с принятием Закона рассматриваемая санкция напрямую зависит от продолжительности нарушений. Так, после вступления в силу изменений, предусмотренных Законом, статья 15.25 КоАП РФ будет дополнена пунктами 6.1-6.3, в соответствии с которыми, если просрочка не превышает 10 дней, выносится предупреждение или взимаются следующие штрафы: - 500 -1 000 руб. - с должностных лиц; - 5 000 -15 000 руб. - с организаций. При просрочке от 10 до 30 дней штрафуют на 2 000 -3 000 руб. и на 20 000 -30 000 руб. соответственно. Свыше 30 дней - на 4 000 -5 000 руб. (для должностных лиц) и на 40 000 -50 000 руб. (для организаций).

Проверка контрагента - основные и дополнительные документы, (запрашиваемые самостоятельно) в целях проявления должной осмотрительности

Значение документа

Требования к документу

Примечания

Основные документы, которые нужно запросить у контрагента

Свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет

Подтверждает регистрацию и постановку контрагента на учет в налоговом органе

Нотариальная либо заверенная контрагентом копия

С помощью ИНН, ОГРН, которые содержатся в этих документах можно проверить на сайте www.nalog.ru реальный факт существования контрагента.

Выписка из ЕГРЮЛ

Позволяет выявить:

-актуальную на дату проверки редакцию устава контрагента;

-ФИО единоличного исполнительного органа;

-виды деятельности

Оригинал или нотариально заверенная копия

Информацию о контрагенте можно узнать, получив выписку самостоятельно либо в электронном виде на сайте www.egrul.nalog.ru. Выписка должна быть без исправлений и приписок, а получить ее лучше всего за 5-10 дней до даты заключения договора.

Устав (со всеми изменениями и дополнениями)

Позволяет определить:

-наличие ограниченной правоспособности компании;

-порядок избрания (назначения), компетенцию и срок полномочий единоличного исполнительного органа (директора);

-перечень сделок, требующих одобрения;

-ограничение срока создания общества

Нотариальная либо заверенная контрагентом копия

Суд, признавая договор недействительным (ст. 174 ГК РФ), указал, что если в преамбуле договора есть ссылка на устав контрагента, то это может расцениваться как ознакомление с уставом в части определения компетенции лица, заключающего сделку (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.05.10 по делу № А33-2075/2009). Но это основание не может являться единственным доказательством того, что компания знала или заведомо должна была знать об ограничениях полномочий, указанных в уставе (п.5 постановления Пленума ВАС РФ от14.05.98 №9, постановление ФАС Московского округа от 21.05.10 по делу № А40-106901/09-25-433)

Лицензия или свидетельство о членстве в СРО (свидетельство о допуске к определенным видам работ)

Подтверждает возможность заключения и исполнения договора

Нотариальная либо заверенная контрагентом копия

Проверить лицензию можно на сайте госоргана, который ее выдал, либо путем направления официального запроса в госорган (СРО)

Решение (протокол) о назначении (избрании) единоличного исполнительного органа

Позволяет определить ФИО генерального директора контрагента либо состав коллегиального исполнительного органа и срок полномочий

Нотариально либо заверенная контрагентом копия или выписка из решения (протокола)

Если сделку заключило неуполномоченное лицо, то она считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица (ст. 183 ГК РФ). Но в случае превышения полномочий органом юридического лица при заключении сделки она может быть признана недействительной (ст. 168, 174 ГК РФ) (информационное письмо ВАС РФ от 23.10.00 №57 «О некоторых вопросах практики применения статьи 183 ГК РФ»)

Положение о филиале или представительстве

Позволяет определить полномочия филиала (представительства)

Нотариальная либо заверенная контрагентом копия

Ст. 182, 183 ГК РФ

Доверенность (если от имени контрагента действует представитель по доверенности, а не директор)

Подтверждает полномочия лица, совершающего сделку от имени контрагента

Оригинал либо заверенная контрагентом копия

Полномочия сотрудника должны быть указаны в доверенности и не могут основываться только на указаниях, содержащихся в положении о филиале или представительстве (Постановление ФАС Центрального округа от 07.07.2010 по делу № А14-16787/2009/534/36)

Бухгалтерский баланс (налоговая декларация по НДС) на последнюю отчетную дату

Позволяет определить стоимость активов с целью выяснения, является ли сделка для контрагента крупной, и установить, отчитывается ли контрагент в налоговой и имеются ли у него активы на балансе

Заверенная контрагентом копия

Можно представить запрос о получении баланса в налоговую. Скорее всего, налоговики откажут, ссылаясь на налоговую тайну. Но факт обращения за получением данных о платежеспособности контрагента (запрос с отметкой налоговой и отказ от предоставления сведений) будет указывать на проявление должной осмотрительности. Еще можно узнать данные о бухгалтерской отчетности контрагента в Росстате (п.1 ст.15 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»)

Дополнительные документы, которые можно запросить у контрагента

Паспорт лица, выступающего от имени компании-контрагента

Необходим для удостоверения личности генерального директора или представителя, выступающего от имени контрагента на основании доверенности

Заверенная контрагентом копия

Несмотря на то, что паспорт содержит персональные данные, в налоговых делах суды часто указывают, что желательно проверить паспорт руководителя контрагента (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.09.09 по делу № А19-1501/09). Действительность паспорта можно уточнить на сайте www.fms.gov.ru , а информацию о его владельце – в списке дисквалифицированных лиц и массовых заявителей на www.nalog.ru

Документы, подтверждающие местонахождение контрагента (свидетельство о праве собственности на помещение, договор аренды, гарантийное письмо от контрагента с подтверждением адреса)

Подтверждает, что компания в действительности осуществляет деятельность по определенному адресу

Заверенная контрагентом копия

Можно проверить на сайте www.nalog.ru, не находится ли контрагент по адресу массовой регистрации. Но его наличие в списке еще не говорит о том, что компания реально не находится по этому адресу (в нем указаны, напhимер, многие бизнес-центры)

Список участников общества

Позволяет выяснить персональный состав участников с целью выявления заинтересованности в совершении сделки и оплату долей участниками общества

Заверенная контрагентом копия (или оригинал выписки из списка участников)

Выписка из списка участников не является документом, подтверждающим права на долю. В соответствии с пунктом 5 статьи 31.1 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в случае несоответствия данных, указанных в списке участников, сведениям из ЕГРЮЛ приоритет имеют сведения из ЕГРЮЛ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.02.11 по делу № А01-557/2010)

Сертификат системы менеджмента качества (ISO)

Подтверждает, что в компании установлена система менеджмента качества

Заверенная контрагентом копия

Вообще сертификация не является обязательной, но внутренними документами компании может быть установлен приоритет сотрудничества с контрагентами, у которых внедрена такая система

Карточка (анкета) контрагента

Позволяет иметь в наличии основную информацию о компании-контрагенте

Оригинал (с подписью генерального директора)

Обычно компании направляют контрагенту для заполнения карточку (анкету). В ней содержатся основные сведения о контрагенте, например название компании, ИНН, КПП, телефон, e-mail, а также информация о том, кто имеет право подписывать документы, и образец его подписи

Иные документы, подтверждающие осмотрительность

Проверка контрагента по общедоступным ресурсам (реестрам) в Интернете

Справка о результатах проверки контрагента с указанием запрашиваемых (проверяемых) ресурсов в Интернете, с указанием даты проверки за подписью должностных лиц (работников) организации, проводивших проверку.

Объектами проверки могут являться любые общедоступные ресурсы, например: -реестр уведомлений о начале предпринимательской деятельности (www.notice.crc.ru); - банк данных исполнительных производств (www.fssprus.ru); - картотека арбитражных дел ВАС РФ(www.kad.arbitr.ru); -реестр недобросовестных поставщиков(www.rnp.fas.gov.ru) и др. Доказательства такой проверки могут быть приняты арбитражным судом в качестве подтверждения должной осмотрительности (например, Постановление ФАС МО от 11.06.10 № КА-А40/5933-10)

Проведение аттестации рабочих мест по новым правилам с 1 сентября 2011 г.

Изменения в законодательстве:

с 01 января 2014 г. Вместо аттестации рабочих мест работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда (СОУТ)

С 1 сентября 2011г. вступил в силу новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее - Приказ). Отметим, что в новом документе ряд положений повторяют Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569, но есть и существенные отличия и уточнения порядка проведения данного мероприятия.

Проведение аттестации рабочих мест согласно новому Приказу включает в себя основные моменты, которые мы и рассмотрим:

1. Обязанность по проведению аттестации рабочих мест возлагается на всех работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) не зависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

2. Аттестующие организации. Аттестация проводится аккредитованными в установленном порядке аттестующими организациями в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Работодатель привлекает такую организацию на основании договора гражданско-правового характера.

Важно отметить, что аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, проводящему аттестацию.

При этом при проведении аттестации работодатель обязан содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц.

В свою очередь, при проведении аттестации аттестующая организация:

Читать подробнее...

Подача сведений о чистых активах с 01 января 2013 года

Изменения 04.04.2013

С 1 января 2012 года обязанность подавать в налоговую инспекцию сведения о размере чистых активов отменена. Соответствующие изменения в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон №129-ФЗ) внес Федеральный закон от 18.07.2011 №228-ФЗ.

Согласно Закону №228-ФЗ утратили силу положения Закона №129-ФЗ:
- о содержании сведений о чистых активов в ЕГРЮЛ (п.п."ф" п.1 ст. 5);
- о предоставлении ежеквартальных заявлений о чистых активах (п.5 ст. 17).

Новые нормы закона предусматривают, что с 2013 года сведения о размере чистых активов содержатся не в ЕГРЮЛ, а в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Этот реестр размещен в Интернете - www.fedresurs.ru.

Данные вносятся самим лицом непосредственно в Единый федеральный реестр сведений.

Читать подробнее...

Изменения норм, регулирующих договор коммерческой концессии.

Федеральным законом от 18.07.2011 №216-ФЗ внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК) о договоре коммерческой концессии (франчайзинга). В соответствии со статьей 2 Закона документ вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 22.07.2011), т.е. с 21 октября 2011 г.

Изменения затронули права и обязанности сторон, правила использования преимущественного права на перезаключения договора, а также порядка отказа от исполнения договора.

Так, в соответствии со статьей 1033 ГК в новой редакции стороны могут включать в договор условия, обязывающие пользователя реализовывать товары и оказывать услуги по ценам, установленным правообладателем, не реализовывать аналогичные товары и не оказывать аналогичные услуги с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей, продавать товары или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории. Сейчас условия договоров, в соответствии с которыми правообладатель имеет право определять цену продажи товара пользователем или цену работ (услуг), оказываемых пользователем, либо устанавливать верхний или нижний предел этих цен, признаются ГК ничтожными как ограничение прав сторон по договору. Но допускаются в виде исключения для коммерческой концессии в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (ст.12). Теперь оба закона будут единообразно закреплять данную норму.

Читать подробнее...

Сообщения 29 - 53 из 53
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец