Статьи

Применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета – информация Минфина

Министерство финансов выпустило Информацию №ПЗ-3/2015, содержащую ответы на вопросы, касающиеся упрощенных способов ведения бухучета и упрощенной бухгалтерской отчетности.

Документ включает в себя более 20 пунктов, каждый из которых посвящен отдельному вопросу и содержит разъяснение и перечень подтверждающих нормативных актов.

Для удобства наших читателей мы изложили основной материал об упрощенных методах ведения бухгалтерского учета в виде таблицы.

Вопрос

Применение упрощенных методов ведения бух учета

Подтверждающие документы

1

Право применения

1) субъекты малого предпринимательства (далее – СМП);

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".

За исключением:

- жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

- микрофинансовые организации;

- организации государственного сектора;

- коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты и т.д.

п. 4, п. 5 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете»

2

Метод ведения б/у

При формировании учетной политики микропредприятие или некоммерческая организация может предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 6.1

3

Используемые счета

Организация может сократить количество синтетических счетов в рабочем плане счетов бухгалтерского учета и использовать только следующие счета:

1) 10 - для учета производственных запасов;

2) 20, 44 – для учета затрат на производство;

3) 41 – для учета готовой продукции;

4) 51 – для учета денежных средств;

5) 76 – для учета задолженностей;

6) 80 – для учета капитала;

7) 99 – для учета финансовых результатов.

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н, разделы 2 и 3

4

Регистры б/у

Для систематизации и накопления информации организация может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. Субъекты малого предпринимательства в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет:

- без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма).

Для СМП с количеством хоз операций до 30 в месяц, не осуществляющим материалоемкое производство.

Все хозяйственные операции регистрируются только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности

- с использованием регистров.

Для СМП, осуществляющих производство.

Факты хозяйственной деятельности регистрируются в комплекте упрощенных ведомостей, каждая из которых используется для учета операций по одному из бухгалтерских счетов.

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н, разделы 4.1 и 4.2

5

Учет доходов и расходов

Организация может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов (вместо метода начисления)

Доходы и расходы по договору строительного подряда могут признаваться в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, без применения ПБУ 2/2008.

Коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости полностью в отчетном году их признания как расходы по обычным видам деятельности.

ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н, пункт 12; ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, пункт 18

6

Оценка финансовых вложений

Можно осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.

Можно не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете, когда расчет величины такого обесценения затруднителен

ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утвержденное приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. N 126н, пункт 19

7

Переоценка ОС и НМА

Организация может принять решение не проводить переоценку ОС и НМА для целей бухгалтерского учета.

ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, пункт 15

ПБУ 14/07 "Учет нематериальных активов", утвержденное приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н, пункт 17

8

Оценочные обязательства и условные активы

Организация может не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.).

ПБУ 8/01 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", утвержденное приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. N 167н, пункт 3

9

Расходы по займам

Организация может признавать все расходы по займам прочими расходами

Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 107н, пункт 7

10

Налог на прибыль

В бухгалтерской отчетности можно не раскрывать отложенные налоговые активы и обязательства

П.2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

11

Ведение б/у

Руководитель организации может принять ведение бухгалтерского учета лично на себя

 

ИП и лицо, занимающееся частной практикой, могут не вести б/у, при этом вести показателей, необходимых для исчисления налогов.

 

Федеральный закон "О бухгалтерском учете", статья 7, часть 3

Статья 6 часть 2

12

Бух отчетность

Можно:

- составлять в сокращенном объеме

- самостоятельно разрабатывать формы бух отчетности

- использовать упрощенные формы бух отчетности

- включать показатели по группам статей

- раскрывать меньший объем информации по сравнению с обычными организациями

- не раскрывать информацию о связанных сторонах, а также по прекращаемой деятельности

- не представлять информацию по сегментам

- отражать последствия существенных изменений учетной политики перспективно

- исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бух отчетности, без ретроспективного пересчета.

 

Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н

ПБУ 4/99, 1/2008, 11/2008, 12/2010, 16/02, 22/2010.

 

 

 

Автор статьи: Любовь Бадикова, профессиональный бухгалтер, внештатный корреспондент АСС-СИСТЕМС