Министерство финансов выпустило Информацию №ПЗ-3/2015, содержащую ответы на вопросы, касающиеся упрощенных способов ведения бухучета и упрощенной бухгалтерской отчетности.
Документ включает в себя более 20 пунктов, каждый из которых посвящен отдельному вопросу и содержит разъяснение и перечень подтверждающих нормативных актов.
Для удобства наших читателей мы изложили основной материал об упрощенных методах ведения бухгалтерского учета в виде таблицы.
[spoiler]
№ |
Вопрос |
Применение упрощенных методов ведения бух учета |
Подтверждающие документы |
1 |
Право применения |
1) субъекты малого предпринимательства (далее – СМП); 2) некоммерческие организации; 3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково". За исключением: - жилищные и жилищно-строительные кооперативы; - микрофинансовые организации; - организации государственного сектора; - коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты и т.д. |
п. 4, п. 5 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» |
2 |
Метод ведения б/у |
При формировании учетной политики микропредприятие или некоммерческая организация может предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи). |
ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 6.1 |
3 |
Используемые счета |
Организация может сократить количество синтетических счетов в рабочем плане счетов бухгалтерского учета и использовать только следующие счета: 1) 10 - для учета производственных запасов; 2) 20, 44 – для учета затрат на производство; 3) 41 – для учета готовой продукции; 4) 51 – для учета денежных средств; 5) 76 – для учета задолженностей; 6) 80 – для учета капитала; 7) 99 – для учета финансовых результатов. |
Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н, разделы 2 и 3 |
4 |
Регистры б/у |
Для систематизации и накопления информации организация может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. Субъекты малого предпринимательства в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет: - без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма). Для СМП с количеством хоз операций до 30 в месяц, не осуществляющим материалоемкое производство. Все хозяйственные операции регистрируются только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности - с использованием регистров. Для СМП, осуществляющих производство. Факты хозяйственной деятельности регистрируются в комплекте упрощенных ведомостей, каждая из которых используется для учета операций по одному из бухгалтерских счетов. |
Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н, разделы 4.1 и 4.2 |
5 |
Учет доходов и расходов |
Организация может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов (вместо метода начисления) Доходы и расходы по договору строительного подряда могут признаваться в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, без применения ПБУ 2/2008. Коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости полностью в отчетном году их признания как расходы по обычным видам деятельности. |
ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н, пункт 12; ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, пункт 18 |
6 |
Оценка финансовых вложений |
Можно осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. Можно не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете, когда расчет величины такого обесценения затруднителен |
ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утвержденное приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. N 126н, пункт 19 |
7 |
Переоценка ОС и НМА |
Организация может принять решение не проводить переоценку ОС и НМА для целей бухгалтерского учета. |
ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, пункт 15 ПБУ 14/07 "Учет нематериальных активов", утвержденное приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н, пункт 17 |
8 |
Оценочные обязательства и условные активы |
Организация может не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.). |
ПБУ 8/01 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", утвержденное приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. N 167н, пункт 3 |
9 |
Расходы по займам |
Организация может признавать все расходы по займам прочими расходами |
Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 107н, пункт 7 |
10 |
Налог на прибыль |
В бухгалтерской отчетности можно не раскрывать отложенные налоговые активы и обязательства |
П.2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» |
11 |
Ведение б/у |
Руководитель организации может принять ведение бухгалтерского учета лично на себя
ИП и лицо, занимающееся частной практикой, могут не вести б/у, при этом вести показателей, необходимых для исчисления налогов.
|
Федеральный закон "О бухгалтерском учете", статья 7, часть 3 Статья 6 часть 2 |
12 |
Бух отчетность |
Можно: - составлять в сокращенном объеме - самостоятельно разрабатывать формы бух отчетности - использовать упрощенные формы бух отчетности - включать показатели по группам статей - раскрывать меньший объем информации по сравнению с обычными организациями - не раскрывать информацию о связанных сторонах, а также по прекращаемой деятельности - не представлять информацию по сегментам - отражать последствия существенных изменений учетной политики перспективно - исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бух отчетности, без ретроспективного пересчета.
|
Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н ПБУ 4/99, 1/2008, 11/2008, 12/2010, 16/02, 22/2010. |
Автор статьи: Любовь Бадикова, профессиональный бухгалтер, внештатный корреспондент АСС-СИСТЕМС