Постановление от 17 июля 2015 г. по делу N А41-46433/14
Допустимость доказательств
Результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Закона "Об оперативно-розыскной деятельности", могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем.
Налоговый орган, получив от сотрудника полиции сведения о доказательствах в виде опросов свидетелей, надлежащим путем их не закрепил.
Материалы, полученные сотрудниками полиции, не являются допустимыми доказательствами, если не закреплены надлежащим образом и опрошенные лица не предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
[spoiler]Продление сроков проведения налоговой проверки
Возможность запросить информацию о юридических лицах, предполагаемых контрагентах - 2, 3 и т.д. звена (как их именует инспекция), не наделяет налоговый орган полномочиями по приостановлению по этим основаниям выездной проверки проверяемого налогоплательщика.
Приостановление проверки в связи с истребованием документов у организаций, не являющихся в проверяемом налоговой инспекцией периоде контрагентами проверяемого лица, - незаконно, так как указанные организации не могут располагать информацией о деятельности проверяемого лица.
Доказательства, полученные по истечении сроков проверки
Доказательства, полученные в рамках незаконного затягивая сроков проведения проверки, т.е., истребованных фактически после истечения сроков, установленных п.6 ст.89 НКРФ, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов проверки.
Истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
Доказательства, полученные до момента начала проверки
Налоговый орган при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе исследовать также документы, полученные в установленном НК РФ порядке до момента начала соответствующей налоговой проверки, в соответствии с абз. вторым п.4 ст.101 НК РФ.
Существенные нарушения при проведении налоговой проверки и сборе доказательств
Инспекция не вручила налогоплательщику все документы, подтверждающие факты нарушений налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Согласно п.3.1 ст.100 НК РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Фирмы -"однодневки". Контрагенты 1, 2, 3 звена
Законодательство о налогах и сборах РФ не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, в связи с чем обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата (см. Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П).
Основания для вывода о необоснованной налоговой выгоде и о наличии у контрагентов признаков "однодневок":
- отсутствие необходимых для осуществления деятельности трудовых ресурсов, производственных, офисных и складских площадей;
- отсутствие перечисления обязательных платежей, неосуществление деятельности по месту государственной регистрации;
- подписание документов от имени контрагентов неуполномоченными лицами;
- перечисление контрагентами заявителя полученных от заявителя денежных средств на счета других фирм-"однодневок" с последующим выводом из оборота, перечисление на пределы Российской Федерации, обналичивание либо расход на приобретение ценных бумаг и на участие в торгах на ФБ ММВБ, предоставление займов;
- контрагенты 1, 2, 3 звена не являются участниками внешнеэкономической деятельности, в связи с чем, не могли импортировать товары на территорию России;
- по банковским выпискам по цепочке (2 и 3 звено) отсутствуют соответствующие закупки, денежные средства перечислялись за материалы без указания наименования материалов;
- неподтвержденность движения товаров в адрес заявителя.
Что сказал суд:
Представленные заявителем документы соответствуют ст.9 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Заявитель при выборе своих контрагентов проявил должную осмотрительность, запросил учредительные документы. Доказательств обратного органом налогового контроля не представлены.
Признаки взаимозависимости, аффилированности между заявителем и его контрагентами не установлены.
У заявителя отсутствовали основания полагать, что спорные финансово-хозяйственные документы подписаны неустановленными лицами, поскольку его контрагенты все свои обязательства перед ним исполнили.
Факт оплаты по сделкам с вышеуказанными контрагентами установлен на основании представленных доказательств.
Выводы органов налогового контроля со ссылкой на наличие признаков недобросовестности в действиях контрагентов Общества второго и третьего уровня не являются обоснованными, поскольку заявитель не состоял с ними в договорных отношениях и не мог повлиять на их выбор своими контрагентами.
Автор статьи. Марина Филичева, руководитель компании АСС-СИСТЕМС