Статьи

О Рекомендациях Минфина аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год

В вышедших рекомендациях Минфина часть материалов посвящена непосредственно аудиторским процедурам, другая часть – на что обратить внимание в учете организаций.[spoiler]

Так при осуществление аудиторских процедур помимо МСА необходимо применять следующие документы, принятые Международной федерацией бухгалтеров и рекомендованные для применения на территории Российской Федерации Советом по аудиторской деятельности:

а) концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита;

б) международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность;

в) словарь терминов;

г) структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность;

д) предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

При проведении аудита бухгалтерской отчетности особое внимание должно быть обращено на:

1) выполнение аудиторских процедур аудитором либо контроль со стороны аудитора за выполнением аудиторских процедур работниками аудиторской организации (МСКК 1, МСА 220);

2) качество рабочей документации аудитора, в том числе формирование и хранение аудиторских файлов (МСА 230);

3) рассмотрение соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита (МСА 250);

4) оценку рисков существенного искажения информации (МСА 315, МСА 330);

5) изучение информации о связанных сторонах (МСА 550);

6) рассмотрение в ходе аудита сопоставимых данных в бухгалтерской отчетности (МСА 710);

7) исполнение требований в отношении рассмотрения недобросовестных действий (МСА 240);

8) выявление и оценку событий, возникших после отчетной даты (МСА 240, МСА 560);

9) выполнение аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (МСА 570);

10) выполнение альтернативных аудиторских процедур при неполучении ответов на запрос о внешнем подтверждении; должное рассмотрение неурегулированных расхождений в данных аудируемого лица и данных внешнего подтверждения (МСА 505);

11) наличие заявлений и разъяснений аудируемого лица в аудиторских файлах (МСА 580).

Должны быть выполнены аудиторские процедуры в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица Согласно МСА 570 "Непрерывность деятельности".

Необходимо провести рассмотрение рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма В соответствии с МСА 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения".

Необходимо уведомить Росфинмониторинг о подозрительных сделках в соответствии с пунктами 2 и 2.1 статьи 7.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и пунктом 3.1 части 2 статьи 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) обязана уведомлять Росфинмониторинг о возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Необходимо провести рассмотрение соблюдения аудируемым лицом Федерального закона "О противодействии коррупции" В соответствии с МСА 250 в процессе получения понимания аудируемого лица и его окружения в соответствии с МСА 315 (пересмотренный) аудитор должен получить общее понимание нормативно-правовой базы, применимой к аудируемому лицу и к отрасли или сектору экономики, в которых оно ведет деятельность, и того, каким образом оно соблюдает требования этой нормативно-правовой базы.

Осуществить рассмотрение соблюдения аудируемым лицом законодательства РФ, регулирующего вопросы противодействия подкупу иностранных должностных лиц. В соответствии с МСА 250 в процессе получения понимания аудируемого лица и его окружения в соответствии с МСА 315 (пересмотренный) аудитор должен получить общее понимание нормативно-правовой базы, применимой к аудируемому лицу и к отрасли или сектору экономики, в которых оно ведет деятельность, и того, каким образом оно соблюдает требования этой нормативно-правовой базы.

Отслеживать предотвращение конфликта интересов Согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации (индивидуального аудитора) может повлиять на мнение такой аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

В отношении отчетности даны рекомендации по определению состава показателей бухгалтерской отчетности.

Указано, что проценты по займам на реконструкцию, модернизацию основных средств в соответствии с ПБУ 15/2008 должны быть прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.

В отношении отражения величины обесценения нематериальных активов - в соответствии с ПБУ 14/2007 нематериальные активы могут проверяться на обесценение в порядке, определенном МСФО.

В отношении признания дебиторской задолженности сомнительной - в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, организация обязательно должна создавать резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
В отношении раскрытие данных о доходах и расходах некоммерческой организации. Исходя из Федерального закона "О бухгалтерском учете" годовая бухгалтерская отчетность некоммерческой организации состоит, как правило, из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. Отчет о финансовых результатах не определен в качестве отдельного бухгалтерского отчета некоммерческих организаций. Вместе с тем данные о доходах и расходах некоммерческой организации могут быть значимыми для оценки финансового результата деятельности некоммерческой организации заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. В этой связи с учетом существенности таких данных некоммерческая организация должна раскрывать их. Исходя из ПБУ 4/99 и приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н допустимы следующие способы раскрытия этих данных:

1) непосредственно в отчете о целевом использовании средств. Форма отчета о целевом использовании средств утверждена приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н. При этом исходя из этого приказа некоммерческая организация вправе самостоятельно определять детализацию показателей по статьям данного отчета;

2) в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств. При этом согласно приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н информация о доходах и расходах раскрывается применительно к составу показателей отчета о финансовых результатах.

В отношении досрочного применения правил ФСБУ. Нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету могут предусматривать возможность добровольного применения организацией утвержденных правил бухгалтерского учета до наступления срока их обязательного применения. Такая возможность установлена, например, ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2018 г. N 208н.

В отношении формирования учетной политики дочерними обществами - Согласно части 14 статьи 21 Федерального закона "О бухгалтерском учете" экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. При этом исходя из Федерального закона "О бухгалтерском учете" стандарты экономического субъекта, имеющего дочерние общества, не должны создавать препятствия осуществлению дочерними обществами своей деятельности.

                                                                   

Автор статьи: Киселев А.Г., директор по аудиту