Статьи

  • Архив

    «   Апрель 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30          

НДФЛ с отпускных

Какой датой организация - налоговый агент обязан перечислять в бюджет НДФЛ, удержанный с выплаченных работнику отпускных? Это вопрос спорный. Существует две точки зрения.

Позиция 1. Перечисляем НДФЛ с отпускных при их выплате

НДФЛ, удержанный с отпускных, нужно перечислять в бюджет не позднее дня получения в банке денежных средств на выплату отпускных, либо в день перечисления денег со счета налогового агента на счет налогоплательщика (или по его поручению на счет третьих лиц в банках), а если деньги выплачены работнику из кассы за счет имеющихся там наличных, то в день получения работником денег, или на следующий за ним день (п. 6 ст. 226 НК РФ). Положения абз. 1 п.2 ст. 223 НК РФ, согласно которому при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход, в данной ситуации неприменимы, т.к. отпускные не относятся к оплате труда в связи с тем, что на основании ст. 106 и 107 ТК РФ отпуск - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей (письмо Роструда от 24.12.2007 №5277-6-1).

Такой позиции придерживаются и чиновники Минфина и ФНС (письма ФНС России от 10.04.2009 №3-5-04/407@, УФНС России по г. Москве от 23.03.2010 №20-15/3/030267@ и Минфина России от 06.03.2008 №03-04-06-01/49).

При перечислении НДФЛ таким способом претензий к вам у налоговиков не будет.

Позиция 2. Перечисляем НДФЛ с отпускных в последний день месяца, когда налог будет начислен

НДФЛ, удержанный с отпускных, следует перечислять в бюджет по аналогии с заработной платой – в последний день месяца, за который начислен доход. Основание – п.2 ст. 223 НК РФ во взаимосвязи с п.6 ст. 226 НК РФ. В последнее время и суды приходят к выводу, что отпускные – одна из составляющих оплаты труда и они становятся доходом работника в последний день месяца, за который они начислены.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2011 №А27-17765/2010 и Постановление ФАС Северно-Западного округа от 26.09.11 №А27-16788/2010 тому подтверждение.

Аргументы судов сводятся к следующему: Статьей 114 ТК РФ предусмотрено предоставление работникам ежегодного отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Из приведенных норм следует, что оплата отпуска относится к заработной плате работника, что подтверждается также статьей 136 ТК РФ, которая предусматривает порядок, место и сроки выплаты заработной платы, в том числе определяя срок оплаты отпуска.

Таким образом, при определении даты фактического получения дохода в виде отпускных следует руководствоваться п.2 ст. 223 НК РФ. То есть организация должна перечислить НДФЛ с отпускных одновременно с налогом, удержанным из зарплаты работников при окончательном расчете за месяц, в котором выплатила отпускные.

При применении этого варианта возможны споры с налоговой. Но вероятность того, что вам удастся отстоять свою правоту, опираясь на уже существующие решения судов, велика.

Берем транспортное средство в аренду у своего работника

Многие организации сталкиваются с необходимостью получения в пользование транспортных средств и зачастую обращаются к своим же работникам, предлагая заключить договор аренды транспортного средства.

Отношения, возникающие из договора аренды транспортного средства, регулируются § 3 «Аренда транспортных средств» Гражданского кодекса РФ (часть 2). При этом указанный параграф разделен на 2 раздела:

1. Аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

2. Аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа).

В настоящей статье предлагаем рассмотреть порядок налогообложения расходов и доходов по договору аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа), заключенного между работодателем (арендатор) и работником (арендодатель).

Налог на прибыль.

В силу п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются любые экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), понесенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, затраты Арендатора, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим лицом, в том числе затраты на приобретение ГСМ для обеспечения работы данного автомобиля исходя из фактического пробега автомобиля (с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и стоимости его приобретения), а также затраты на приобретение запасных частей могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, изложенным в п. 1 ст. 252 НК РФ (пп. 10 и 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письма Минфина России от 29.11.2006 № 03-03-04/1/806, от 02.10.2006 , от 15.10.2008 № 03-03-07/24, УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 № 20-12/29007). Есть также и судебные решения, которые подтверждают эту позицию (Определение ВАС РФ от 14.08.2008 № 9586/08, Постановления ФАС Центрального округа от 04.04.2008 по делу № А09-3658/07-29, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2008 № 17АП-636/2008-АК).

Читать подробнее...

Порядок организации стимулирующих лотерей

Многие компании активно привлекают потребителей своей продукции или услуг всевозможными рекламными акциями, в том числе с розыгрышем призов. Суть их в следующем: покупатель совершает покупки на определенную сумму или приобретает определенные товары и получает за это возможность поучаствовать в розыгрыше призов. Такая акция, по существу, является стимулирующей лотереей.

Основным нормативно-правовым актом, который регулирует правовую основу отношений, возникающих в сфере организации и проведения стимулирующих лотерей, является Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон № 138-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 138-ФЗ участие в стимулирующей лотерее не связано с внесением платы участниками, а призовой фонд формируется за счет средств организатора лотереи.

Рассмотрим основные условия проведения стимулирующей лотереи, локальные нормативные акты, необходимые для проведения лотереи и порядок налогообложения расходов и доходов, связанных с проведением лотереи.

1. Условия проведения стимулирующей лотереи.

Законом № 138-ФЗ не установлена сфера деятельности юридических лиц, имеющих право организовывать стимулирующие лотереи. Достаточно соблюсти два условия:

1) проведение стимулирующей лотереи непосредственно связано с реализацией какого-либо товара, услуги или с продвижением товарного знака;

2) о ее проведении направлено уведомление в адрес налоговой инспекции. Информация, которая должна содержаться в уведомлении, а также документы, которые необходимо приложить к уведомлению, подробно указаны в п. 2 ст. 7 Закона № 138-ФЗ. Так, уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы:

- условия стимулирующей лотереи;

- описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;

- описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;

- описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;

- описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;

- засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;

- порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей;

- выданная налоговыми органами справка о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов.

Порядок и сроки направления уведомления определены в Правилах проведения стимулирующих лотерей, утв. приказом Минфина РФ от 09.08.2004г. № 66н (далее – Приказ № 66н), согласно которым организатору лотереи необходимо уведомить налоговую инспекцию за 20 дней до начала проведения такой лотереи.

Договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Они могут быть или нанесены на упаковку конкретного товара, или размещены иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.

Однако, обращаем внимание на то, что согласно ч. 3 ст. 7 Закона № 138-ФЗ, в некоторых случаях налоговые органы могут запретить проведение стимулирующей лотереи, например:

- представлены не все документы;

- представленные документы не соответствуют требованиям Закона № 138-ФЗ;

- представлены недостоверные сведения;

- у организатора лотереи имеется задолженность по налогам и сборам.

При прекращении проведения стимулирующей лотереи ее организатор обязан опубликовать в средствах массовой информации соответствующее сообщение или иным способом публично уведомить о таком прекращении.

Согласно ст. 16 Закона № 138-ФЗ организатор стимулирующей лотереи обязан провести розыгрыш призового фонда, предназначенного для выплаты, передачи или предоставления выигрышей, и выплатить, передать или предоставить выигрыши выигравшим участникам стимулирующей лотереи, заключившим договоры на участие в такой лотерее до даты опубликования сообщения о прекращении проведения лотереи или иного публичного уведомления о таком прекращении.

Кроме того, не следует относить к стимулирующей лотерее любой розыгрыш призов, проводимый фирмой-продавцом за счет собственных денежных средств. В любой лотерее победитель и факт получения приза определяются по принципу случайности. Если условиями розыгрыша предусмотрено, что призы получают, к примеру, первые 100 человек, купившие конкретный товар, то такая игра лотереей не является. Уведомление о ней отправлять в налоговую инспекцию не требуется.

2. Стимулирующая лотерея и реклама.

В стимулирующих лотереях заинтересованы прежде всего коммерческие структуры. Для продавца такая лотерея является эффективным маркетинговым ходом и одновременно способом увеличить продажи своей продукции, работ, услуг. Покупателю же достаточно приобрести товар (работу, услугу) и исполнить условия лотереи.

Принимая решение о проведении стимулирующей лотереи, размещая при этом условия ее проведения, скажем, на упаковке товаров, обычно преследуют следующие цели: реклама и продвижение товаров, работ, услуг, привлечение новых клиентов, формирование позитивного мнения потребителей о компании. Поэтому с точки зрения налогообложения прибыли важно знать, что именно действующее законодательство признает рекламой.

Согласно Федеральному закону от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. И самое главное: она должна быть адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Кроме того, согласно разъяснениям Минфина, изображения товарного знака, любые способы продвижения торговой марки, знака обслуживания, фирменного наименования, используемые вместе или в отдельности, следует рассматривать как элементы рекламы товаров, работ, услуг (Письмо Минфина России от 6 августа 2004 г. № 03-06-06-03/1 «О проведении лотерей»).

Поэтому, расходы, связанные с проведением стимулирующей лотереи, рассматриваются как рекламные. То есть, расходы, связанные с проведением стимулирующей лотереи в целях налогообложения прибыли, включают в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ), в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (Письмо Минфина России от 29 августа 2008 г. № 03-03-06/1/485), в том числе расходы на приобретение и изготовление призов, вручаемых победителям стимулирующей лотереи (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Читать подробнее...

НДФЛ: против роста и прогрессивной шкалы

Рим. 25 июня. FINMARKET.RU - Финансовые власти из года в год говорят, что не собираются вводить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ), но каждый раз им приходится возвращаться к этому вопросу. Сейчас поводом вспомнить о варианте введения прогрессивной шкалы стало снижение страховых взносов. Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин не поддерживает предложение о повышении налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и введении прогрессивной шкалы этого налога. "Я против повышения НДФЛ и введения прогрессивной шкалы", - сказал он журналистам в Риме.

При этом он отметил, что в ходе совещания у премьер-министра РФ Владимира Путина по вопросу снижения ставок страховых взносов высказывалось предложение, что вместо введения десятипроцентной регрессивной шкалы взносов лучше было бы ввести прогрессивную шкалу НДФЛ. "Тот, кто это высказывал, говорил, что прогрессивная шкала лучше, чем другие прозвучавшие предложения", - сказал он.

Читать подробнее...

Страницы: Пред. | 1 | 2 | 3 |