Статьи

НДС по необлагаемым операциям принимается к вычету при наличии счета-фактуры и при условии оплаты контрагентом НДС в бюджет

По результатам камеральной проверки представленной ООО налоговой декларации по НДС инспекцией принято решение об отказе в возмещении сумм НДС за указанный период в размере свыше 8 млн.руб., мотивированное тем, что ООО, осуществляя воздушные перевозки пассажиров и багажа, приобретало услуги наземного обслуживания воздушных судов в различных аэропортах, которые в силу пп.22 п.2. ст. 149 НК РФ освобождены от налогообложения НДС, в связи с чем ООО не вправе включать суммы НДС по таким услугам в состав вычетов, вне зависимости от наличия выделенной суммы налога в выставленных контрагентами счетах-фактурах.

[spoiler]

ООО обратилось в арбитражный суд, но  решениями нижестоящих судов в иске было отказано.

Суды исходили из того, что по своему характеру обслуживание воздушных судов в аэропорту является единым технологическим комплексом услуг, направленным на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, то есть представляет собой комплекс мер, направленных на осуществление воздушной перевозки. При этом с целью определения категории и характера оказываемых услуг суды обратились к Перечню и правилам формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве РФ, утвержденному Приказом Минтранса РФ от 17.07.2012 N 241.  

Суды пришли к выводу, что названные услуги не облагаются НДС в силу пп. 22 п.2 ст. 149 НК РФ, а выставленные контрагентами счета-фактуры с выделенными суммами НДС не соответствуют положениям пп.10 п.5 ст. 169 НК РФ, а потому не могут являться основанием для применения налоговых вычетов по НДС.

ООО обжаловало в ВС РФ решения нижестоящих судов, поскольку полагало, что услуги по обслуживанию, за которые не взимаются аэропортовые и аэронавигационные сборы (по обслуживанию, доставке, посадке и высадке пассажиров, обслуживанию бизнес-зала, обработке и доставке грузов, коммерческому обслуживанию пассажиров и т.д.), не связаны с обслуживанием воздушных судов, а потому льгота, установленная НК РФ, не применяется. По мнению ООО, правомерность выставления счетов-фактур с выделенной суммой НДС подтверждается разъяснениями контролирующих органов по указанному вопросу, а также судебной практикой. Кроме того, разъяснения о том, что спорные услуги облагаются НДС, были получены и самим обществом от налогового органа.

ВС РФ  удовлетворила кассационную жалобу ООО и отменила решения нижестоящих судов, указав следующее.

Глава 21 НК РФ не содержит ни определения понятия "услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов", ни перечня таких услуг. В статье 50 Воздушного кодекса РФ услуги по обслуживанию воздушных судов также не поименованы.

В силу  ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

По мнению ВС РФ,  под услугами по обслуживанию воздушных судов непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ в целях применения пп.22 п.2 ст. 149 НК РФ  следует понимать любые услуги, оказываемые авиакомпании (заказчику) в рамках заключенных договоров и направленные на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, поскольку такие услуги являются составной частью обслуживания воздушных судов в аэропортах и представляют собой комплекс мер, направленных на осуществление воздушной перевозки. Данный вывод согласуется с позицией, изложенной Президиумом ВАС РФ в постановлении от 07.06.2011 N 17072/10.

В соответствии с п.5 ст. 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

В постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 N 17-П разъяснено, что одним из проявлений диспозитивности в регулировании налоговых правоотношений выступает право лиц, не являющихся плательщиками НДС, или налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с его исчислением и уплатой, вступить в правоотношения по уплате данного налога, что в силу п.5 ст. 173 НК РФ возлагает на таких лиц обязанность выставлять покупателю счет-фактуру с выделением в нем суммы налога и, соответственно, исчислять сумму данного налога, подлежащую уплате в бюджет. Выставленный же покупателю счет-фактура, согласно п.1 ст. 169 НК РФ, в дальнейшем служит для него основанием для принятия указанных в счете-фактуре сумм налога к вычету.

По мнению ВС РФ, обязанность продавца уплатить НДС в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом - выставлением счета-фактуры: право покупателя на такой вычет ставится в зависимость от предъявления ему продавцом сумм НДС посредством счета-фактуры, а обязанность продавца перечислить сумму этого налога в бюджет обусловлена выставлением им счета-фактуры с выделением в нем соответствующей суммы отдельной строкой.

Соответственно, общество, приобретавшее услуги наземного обслуживания судов, оказываемых в аэропортах, и получившее от контрагентов счета-фактуры с выделением суммы НДС, вправе было использовать соответствующие вычеты, а контрагенты обязаны уплатить НДС в бюджет.

Это один из выводов, содержащихся в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 24 октября 2016 г. N 305-КГ16-6640.

Аналогичные  выводы содержатся в Определениях ВС РФ от 24.10.2016 N 305-КГ16-8642 и N 305-КГ16-7096.

Николай Малышев, Руководитель отдела правового сопровождения