Важный факт: Помните, если при проведении проверки Вашей организации вывило несколько однотипных нарушений трудового законодательства либо несколько разных нарушений – это является основанием для одного штрафа, штрафы не суммируются по каждому нарушению.
Федеральная инспекция труда - это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
В настоящее время таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба по труду и занятости. Ее статус определен Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Государственные инспекции труда (далее – ГИТ) вправе рассматривать дела о следующих административных правонарушениях:
- нарушение законодательства о труде и об охране труда (часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ);
- уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (статья 5.28 КоАП РФ);
- непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (статья 5.29 КоАП РФ);
- необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (статья 5.30 КоАП РФ);
- нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (статья 5.31 КоАП РФ);
- уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (статья 5.32 КоАП РФ);
- невыполнение соглашения (статья 5.33 КоАП РФ);
- увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (статья 5.34 КоАП РФ).
В ходе проведения проверки ГИТ должна руководствоваться следующими актами:
- Конвенция МОТ 1947 г. об инспекции труда N 81;
- Конвенция МОТ 1978 г. о регулировании вопросов труда N 150;
- Конвенция МОТ 1981 г. о безопасности и гигиене труда и производственной среде N 155;
- ТК РФ (ст. ст. 353 - 365);
- КоАП РФ (ст. ст. 5.27 - 5.34, 5.44, 23.12, ч. 2 ст. 28.3).
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Инспектор труда имеет право:
- беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации и работодателей – физических лиц;
- запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
- расследовать несчастные случаи на производстве;
- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
- направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
- запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности
- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
- в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора, государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.