ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  Информация Ссылка
1. Должная осмотрительность. Недобросовестность. Налоговая выгода.
Письмо ФНС РФ от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@ "О направлении обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам"
П.28-35 раздела Необоснованная налоговая выгода
Постановление Пленума ВАС РФ от 10.04.2008 N 22 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации"
п. 6-7 Постановления
Постановление КС от 12 октября 1998 г. N 24-П
Введено понятие «добросовестный налогоплательщик». Налогоплательщик считается исполнившим обязанность по уплате налогов через «проблемные» банки в момент списания средств с расчетного счета, а не в момент поступления денег в бюджет. Налогоплательщик не отвечает за всех лиц, участвующих в «многостадийном процессе перечисления налогов в бюджет». Повторное взыскание уплаченных таким образом налогов не допускается.
Определение КС от 25 июля 2001 г. N 138-О
На недобросовестных налогоплательщиков не распространяются конституционные гарантии частной собственности при повторном списании налогов, которые не поступили в бюджет, например, в случае со схемой по использованию «проблемного» банка. Презумпция добросовестности, недобросовестность доказывают налоговые органы.
Постановление КС от 27 мая 2003 г. N 9-П
Недопустимость ответственности за действия налогоплательщика, хотя и влекущие неуплату налога или уменьшение его суммы, но заключающиеся в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно – оптимального вида платежа.
Определение КС от 16 октября 2003 г. N 329-О
Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Определение КС от 8 апреля 2004 г. N 169-О
Обладающие характером реальных и, следовательно, фактически уплаченными поставщику должны признаваться суммы НДС, которые оплачиваются налогоплательщиком за счет собственных денежных средств. Зачесть можно только НДС, который был реально уплачен поставщику. Не допускается зачет НДС, который был уплачен, в том числе из заемных средств (до момента возврата займа), за счет средств, полученных безвозмездно и т.д.
Определение КС от 4 ноября 2004 г. N 324-О
Смягчение позиции Определения КС № 169-О. Право на вычет НДС не может быть предоставлено только в том случае, если налогоплательщик не несет реальных затрат на оплату начисленных поставщиком сумм НДС, т.е. если имущество, приобретенное по возмездной сделке, к моменту его передачи поставщику в счет оплаты начисленных сумм налога не только не оплачено или оплачено не полностью, но и явно не будет оплачено в будущем.
Постановление Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. N 53
Сформулированы концепция «необоснованной налоговой выгоды» и доктрина «деловая цель». Критерии обоснованности налоговой выгоды. Так, налоговой выгода является необоснованной, если она получена не в связи с реально осуществляемой экономической деятельностью. Возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды не обоснованной. Обоснованность налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала или эффективности использования капитала.
http://www.arbitr.ru/as/pract/post_plenum/3151.html
Определение КС от 4 июня 2007 г. N 320-О-П
Обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.
Постановление Пленума ВАС от 10 апреля 2008 г. N 22
Требование налогового органа о применении предусмотренных ст. 169 ГК (взыскание неполученного по сделке, противной основам правопорядка и нравственности, в доход государства) последствий недействительности сделки, обосновываемое тем, что данная сделка совершена с целью уклонения от уплаты налогов, выходит за рамки полномочий налогового органа, поскольку взыскание в доход РФ всего полученного (причитающегося) по сделке не является мерой, направленной на обеспечение поступления в бюджет налогов.
http://www.arbitr.ru/as/pract/post_plenum/19013.html
Письмо Минфина от 23 января 2009 г. N ШС-21-3/40
Даны рекомендации по использованию понятий «должна осмотрительность» и «добросовестность», а также применение ограничений на использование принципа «недобросовестного контрагента» в качестве основания для отказа в возмещении НДС. Дан обзор подходов, применяемых различными странами для борьбы с уклонениями от уклонения от налогообложения.
Постановление Президиума ВАС от 1 июня 2010 г. N 16064/09 http://www.arbitr.ru/bras.net/f.aspx?id_casedoc=1_1_ba51cf1a-0c95-497d-af6f-050f8b757cf4
2. Соглашения об избежании двойного налогообложения
Список государств, с которыми заключены соглашения.
3. Критерии для самостоятельной оценки налоговых рисков
Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС РФ от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ http://www.nalog.ru/html/docs/koncept.doc
Изменены критерии для самостоятельной оценки налоговых рисков за 2010 год
4. Основные направления налоговой политики
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
5. ФНС разъясняет
Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами