Статьи

ФНС о мероприятиях налогового контроля

ФНС РФ осветила в письме от 23 мая 2013 г. N АС-4-2/9355 ряд спорных ситуаций, с которыми сталкиваются территориальные налоговые органы во время проведения мероприятий налогового контроля:

- Выемка документов в жилом помещении в случае отказа налогоплательщика добровольно предоставить документы;

- Правомерность обеспечительных мер в отношении имущества, находящегося в залоге;

- Смерть налогоплательщика-физлица в ходе выездной налоговой проверки;

- Продление сроков рассмотрения материалов налоговой проверки.

[spoiler]В соответствии с п.1 ст.101 НК РФ акт и материалы налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (замом), и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней, срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц. Сплошь и рядом мы с вами сталкиваемся с несоблюдением сроков.

Так вот, ФНС обращает внимание, что само по себе нарушение этих сроков не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным.

- Направление в следственные органы материалов налоговых проверок, содержащих признаки преступлений, при миграции налогоплательщика;

- Формирование доказательственной базы по определению рыночных цен на основании отчетов оценщиков;

- Правомерность частичной отмены решения об обеспечительных мерах о запрете отчуждения имущества

- Информационное взаимодействие между МВД РФ и ФНС РФ;

- Возможность выемки документов после окончания выездной налоговой проверки;

Остановимся на нескольких наиболее интересных моментах.

Направление в следственные органы материалов о совершении нарушений, содержащих признаки преступлений

Если в течение 2-х месяцев по истечении срока исполнения требования об уплате налога налогоплательщик не уплатил в полном объеме суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам по статьям 198 - 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела ( п. 3 ст. 32НК РФ).

Материалы направляются в следственный орган (по месту совершения преступления), на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший данные факты. Как быть в ситуации, когда налогоплательщик изменил местонахождение после проведения налоговых проверок?

В случае признания следственным органом, что материалы направлены не по месту совершения деяния, материалы подлежат направлению следственным органом по подследственности.

Уточнения содержатся в письме ФНС от 29.12.2011 N АС-4-2/22500@.

Информационное взаимодействие между МВД РФ и ФНС РФ

МВД России совместно с ФНС России определили общие принципы и направления взаимодействия в Соглашении от 13.10.2010 г.

Взаимодействие осуществляется по выявлению и пресечению:

- противоправной деятельности организаций и физлиц, уклоняющихся от налогообложения;

- нарушений законодательства о налогах и сборах;

- нарушений законодательства о валютном регулировании и валютном контроле;

- нарушений законодательства о государственной регистрации юр лиц;

- нарушений законодательства о банкротстве;

- нарушений законодательства о применении ККТ;

- правонарушений в области производства и оборота табачной продукции;

- неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость;

- выявление кредитных организаций, имеющих картотеку неоплаченных платежных документов клиентов по перечислению денежных средств в бюджеты всех уровней.

Порядок и методы взаимодействия утверждаются отдельными приказами и (или) протоколами, являющимися неотъемлемой частью Соглашения.

В 2012 году утвержден Протокол N 1 (от 13.08.2012), определяющий порядок направления налоговыми органами органам внутренних дел материалов при установлении признаков преступлений, предусмотренных ст 195 -197 УК РФ.

Рассматриваются проекты еще 2 Протоколов, определяющих порядок направления материалов при выявлении признаков преступлений, предусмотренных ст. 173.1, 173.2 и ст. 159 УК РФ.

ФНС отмечает, что все заявления (сообщения) о преступлениях направляются в ОВД по месту совершения преступления, т.е. в ОВД, в территориальной принадлежности которого находится налоговый орган, в который налогоплательщик предоставляет документы (декларации, заявления и т.д.).

Выемка документов после окончания выездной налоговой проверки

Кроме того, имеется (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 02.09.2011 N А63-8481/2010, от 27.01.2012 N А53-27001/2010, ФАС Московского округа от 08.02.2011 N КА-А40/17940-10-2, ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2010 N А56-33713/2009).

Но необходимо учитывать, что основанием для изъятия документов должны являться случаи, перечисленные в пунктах 4 и 8 статьи 94 Кодекса.

Налоговый орган вправе изъять подлинники документов после завершения налоговой проверки, если налогоплательщик нарушает сроки предоставления документов (предоставляет после составления справки по результатам проведенной проверки), а при решении вопроса необходимо исходить из реальности расходов и их документального подтверждения. ФНС ссылается при этом на Постановление ВАС РФ от 10 апреля 2012 N 16282/11. ФНС также приводит судебную арбитражную практику, в которой признается обоснованной выемка документов при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля для почерковедческой экспертизы.

Несмотря на то, что выемка документов должна проводиться в рамках выездной проверки, согласно п.1ст.94 НК РФ. Все же конкретных сроков в НК РФ для изъятия документов не предусмотрено. НК РФ не запрещает производить выемку документов после окончания выездной налоговой проверки.

Автор статьи: Филичева Марина, руководитель компании