Минфин опубликовал на своем сайте очередной отчет о контроле качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Этот отчет составляется ежегодно на основе сведений, представляемых в Министерство Росфиннадзором, самими аудиторами и саморегулируемыми организациями аудиторов.Документ содержит следующие разделы:
- общие сведения о системе контроля,
- показатели контрольной деятельности (количество проверок, выявленных нарушений и другие данные),
- недостатки, выявленные системой внешнего контроля,
- основные проблемы системы внешнего контроля,
- реализация рекомендаций по совершенствованию системы контроля.
У нас особый интерес вызывает раздел, посвященный недостаткам, выявленным системой внешнего контроля. В нем Минфин описывает типичные недостатки, ошибки и несоответствия аудиторским стандартам (ФПСАД и ФСАД 1/2010), выявленные в ходе проверок. В этом году под внимание попали такие области аудиторской деятельности, как организация и осуществление внутреннего контроля качества работы, проведение аудита бухгалтерской отчетности, составление аудиторского заключения, независимость и профессиональная этика.В области внутреннего контроля качества работы названы такие типичные недостатки:
[spoiler]- Формальный подход к осуществлению внутреннего контроля;
- отсутствие документального оформления внутреннего контроля (ФПСАД №7, №34);
- недостаточная информированность сотрудников о процедурах внутреннего контроля (ФПСАД №34);
- отсутствие процедур, регулирующих порядок принятия решения о принятии на обслуживание нового клиента или продолжения работы с уже существующим клиентом. Сюда же относиться отсутствие документального оформления таких процедур.
Эта сторона работы аудитора всегда активно проверяется: с 2007 года в каждом отчете Минфин указывает на схожие типичные ошибки, связанные с недостаточностью мер внутреннего контроля. Но ситуация меняется слабо.Большая часть замечаний в области проведения аудита отчетности также появляется в отчетах из года в год. В этом отчете поименованы следующие недостатки:
- Недостаточность альтернативных аудиторских процедур при неполучении ответов на запрос о внешнем подтверждении, оставление без рассмотрения неурегулированных расхождений (ФПСАД №18;
- низкое качество рабочей документации, в том числе формирования и хранения рабочих файлов (ФПСАД №2);
- отсутствие рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований нормативных актов, отсутствие документального оформления такого рассмотрения (ФСАД 6/2010);
- некачественное рассмотрение информации о связанных сторонах (ФПСАД №9);
- отсутствие документов, обосновывающих величину аудиторской выборки (ФПСАД №16);
- недостаточность процедур, проверяющих непрерывность деятельности аудируемого лица (ФПСАД №11);
- недостаточность принимаемых мер по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты (ФПСАД № 10);
- отсутствие факта или документального свидетельства сообщения информации, полученной по результатам аудита руководству и собственникам аудируемой компании (ФПСАД No 22);
- отсутствие факта или документального свидетельства согласования условий проведения аудита с аудируемым лицом (ФПСАД No 12);
- низкий уровень планирования аудита (ФПСАД No 3);
- отсутствие модификаций аудиторского мнения при наличии существенных искажений или в случае отсутствия возможности получения достаточных доказательств (ФСАД 1/2010).
Наконец, были выявлены следующие наиболее существенные недостатки в составлении аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица:
- отсутствие отдельных элементов аудиторского заключения, предусмотренных частью 2 статьи 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
- неисполнение требований к оформлению аудиторского заключения.
В целом, в отчете представлены конкретные проблемы и недостатки отрасли, каждое замечание сопровождается ссылкой на соответствующий стандарт, что делает этот документ обязательным для ознакомления всеми аудиторами. Клиенты аудиторских компании также могут найти отчет Министерства полезным: знание типичных недочетов деятельности поможет им обезопасить себя от получения недостоверного аудиторского заключения.
Автор статьи: Денис Тишин, специалист по бухгалтерскому учету