Статьи

Новое для работодателей в сфере регулирования труда иностранных граждан

Рассмотрим  некоторые поправки законодательства, касающиеся регулирования труда иностранных граждан, действующие с 2015 года, касающиеся работодателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Регулирование трудовых отношений

Федеральный закон от 01.12.14 № 409-ФЗ дополнил Трудовой кодекс РФ (ТК РФ)  новой главой 50.1  «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства»

Теперь по общему правилу (если иное не предусмотрено федеральными законами и международными договорами) на трудовые отношения работодателя с иностранными гражданами или лицами без гражданства (далее - ИГ и ЛБГ) распространяются правила трудового законодательства РФ.

Поэтому трудовой договор между работником, являющимся ИГ или ЛБГ, и работодателем заключается на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных статьей 59 ТК РФ можно  заключать срочный трудовой договор.

[spoiler]

В трудовом договоре с ИГ и ЛБГ должныуказываться сведения о:

  1. разрешении на работу или патенте, за исключением случаев, установленных при заключении трудового договора с временно пребывающими в РФ ИГ или ЛБГ;

  2. разрешении на временное проживание в РФ, за исключением случаев, установленных при заключении трудового договора с временно пребывающими в РФ ИГ или ЛБГ;

  3. виде на жительство, за исключением случаев, установленных при заключении трудового договора с постоянно проживающими в РФ ИГ или ЛБГ.

    Кроме этого, обязательным  условием трудового договора с работником, являющимся временно пребывающим в РФ ИГ или ЛБГ, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, т.е. реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. При этом Договор (полис) либо  договор о предоставлении платных медицинских услуг ИГ или ЛБГ должен обеспечивать оказание такому работнику как первичной медико-санитарной помощи, так и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.  Исключения из этого правила могут устанавливаться  федеральными законами или международными договорами РФ.

 Перечень документов, предъявляемых работодателю ИГ или ЛБГ, в дополнение к перечню, установленному  ст.65 ТК РФ, дополнен следующими обязательными документами:

- договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся ИГ или ЛБГ и случаев заключения трудового договора с временно пребывающими в РФ ИГ или ЛБГ;

- разрешение на работу или патент, за исключением случаев заключения трудового договора с временно пребывающими в РФ ИГ или ЛБГ;

- разрешение на временное проживание в РФ, за исключением случаев заключения трудового договора с временно проживающими в РФ ИГ или ЛБГ;

- вид на жительство, за исключением случаев заключения  трудового договора с постоянно проживающими в РФ ИГ или ЛБГ.

При этом установлено, что разрешение на работу может быть предъявлено ИГ или ЛБГ работодателю после заключения ими трудового договора, если трудовой договор необходим для получения разрешения на работу. В этом случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения ИГ или ЛБГ разрешения на работу, а сведения о разрешении на работу вносятся в трудовой договор в виде отдельного приложения или соглашения к нему.

Поступающие на работу ИГ или ЛБГ при заключении трудового договора не предъявляют работодателю документы воинского учета, за исключением особых случаев.

 Дополнительными основаниями для  отстранения ИГ или ЛБГ от работы (если иное не установлено законом) являются:

- приостановление действия, окончание срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

- окончание срока действия разрешения на работу или патента;

- окончание срока действия разрешения на временное проживание в РФ;

- окончание срока действия вида на жительство в РФ;

- окончания срока действия на территории РФ договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся ИГ или ЛБ.

 Дополнительными основаниями прекращения трудового договора с ИГ или ЛБГ(если иное не установлено законом)  являются:

1) приостановление действия, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников,;

2) аннулирование разрешения на работу или патента;

3) аннулирование разрешения на временное проживание в РФ;

4) аннулирование вида на жительство в РФ;

5) окончание срока действия разрешения на работу или патента;

6) окончание срока действия разрешения на временное проживание в РФ;

7) окончание срока действия вида на жительство в РФ;

8 окончание срока действия на территории РФ договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся ИГ или ЛБГ;

9) приведение численности работников, являющихся ИГ или ЛБГ, в соответствие с установленными ограничениями на осуществление трудовой деятельности ИГ или ЛБГ;

10) невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода;

11) невозможность временного перевода работника.

При этом при наличии оснований, указанных в пунктах 5-8, трудовой договор подлежит прекращению по истечении одного месяца со дня наступления соответствующих обстоятельств.

О прекращении трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 10 и 11,  ИГ или ЛБГ должен быть предупрежден в письменной форме работодателем не менее чем за три календарных дня до увольнения.

При расторжении трудового договора в связи с приостановлением действия или аннулированием разрешения на привлечение и использование иностранных работников, ИГ или ЛБГ выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

 

 Патент для работы иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы

В соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 24.11.14 №357-ФЗ (далее – Закон 357-ФЗ) в Закон № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации":

Патент – это документ, подтверждающий  право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности.

 

  1. Закон 357-ФЗ устанавливает, что работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента.

  2. Патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.

Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца, но при этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

Для получения патента иностранный гражданин  должен уплатить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в виде фиксированного авансового платежа за весь период, на который им испрашивается патент.

 

Расчет НДФЛ при работе иностранных граждан по найму в организациях и у индивидуальных предпринимателей

Порядок исчисления и уплаты НДФЛ иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, закреплен в новой редакции статьи 227.1 НК РФ, введенной Федеральным законом от 24.11.14 № 368-ФЗ.

 

  1. Фиксированные авансовые платежи по НДФЛ уплачиваются иностранными гражданами за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц с учетом индексации на коэффициент-дефлятор (п. 3 ст. 227.1 НК РФ) и региональный коэффициент.

С 2015 года размер коэффициента-дефлятора - 1,307 (приказ Минэкономразвития РФ от 29.10.14 № 685).

В соответствии с законом  г. Москвы от 26.11.2014 № 55 в Москве региональный коэффициент с 2015 года  -  2,5504.

Таким образом, фиксированный авансовый платеж по НДФЛ в Москве для получения патента составляет 4 000 рублей в месяц.

2. В дальнейшем общая сумма налога с доходов налогоплательщиков (ИГ) исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.

Уменьшение исчисленной суммы налога производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору налогоплательщика при условии получения налоговым агентом от налогового органа по месту нахождения (месту жительства) налогового агента уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей.

Налоговый агент уменьшает исчисленную сумму налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей, после получения от налогового органа уведомления.

Налоговый орган направляет уведомление в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявления налогового агента, при наличии в налоговом органе информации, полученной от территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента и при условии, что ранее применительно к соответствующему налоговому периоду такое уведомление налоговыми органами в отношении указанного налогоплательщика налоговым агентам не направлялось.

Если сумма уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам этого налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету налогоплательщику.

Новое от 17 марта 2015г

Приказом ФНС России от 17.03.2015 №ММВ-7-11/109@ утверждана форма уведомления, на основании которого сумма НДФЛ с доходов иностранного работника уменьшается на уплаченные авансовые платежи

 

Дополнительные разъяснения по вопросу расчета НДФЛ иностранных граждан от 11 марта 2015г

Статья 227.1 НК РФ  требует предоставления специальных документов, удостоверяющих внесение ИГ авансовых платежей по НДФЛ, а также соответствующего уведомления налогового органа о подтверждении указанного права.

Однако специальные формы, по которым должны оформляться соответствующие документы налогового органа, до последнего  времени отсутствовали.

Поэтому ФНС РФ Письмом от 19.02.2015 № БС – 4 - 11/2622 «О направлении информации» рекомендуются для использования  в работе следующие формы документов:

Заявление  о получении уведомления о подтверждении права  налогоплательщика на уменьшение общей суммы налога  на доходы физических лиц на сумму фиксированных  авансовых платежей (Приложение №1 к Письму);

- Уведомление о подтверждении права налогового агента на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога  на доходы физических лиц на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей (Приложение №2 к Письму).

В указанном Письме ФНС РФ также разъяснено, что общая сумма налога с доходов налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 227.1 Кодекса, исчисляется налоговыми агентами и подлежит уменьшению на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных такими налогоплательщиками за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.

Уменьшение исчисленной суммы налога производится в течение налогового периода только у одного налогового агента по выбору налогоплательщика при условии получения налоговым агентом от налогового органа по месту нахождения (месту жительства) налогового агента уведомления о подтверждении права на осуществление уменьшения исчисленной суммы налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей (далее - Уведомление).

Налоговый агент уменьшает исчисленную сумму налога на сумму уплаченных налогоплательщиком фиксированных авансовых платежей на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей, после получения от налогового органа Уведомления.

ФНС РФ также поясняет, что Уведомление выдается налоговому агенту при соблюдении следующих условий:

- наличии в налоговом органе информации, полученной от территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента;

- ранее, применительно к соответствующему налоговому периоду, Уведомление налоговыми органами в отношении указанного налогоплательщика налоговым агентам не направлялось

Автор статьи. Николай Малышев, советник по юридическим вопросам