Статьи

Ответственность за не проведение обязательного аудита

Ответственность связана со случаями, когда аудиторское заключение должно быть представлено внешним пользователям вместе с бухгалтерской отчетностью.

 

В соответствии с ч.1 ст. 18  Федерального закона "О бухгалтерском учете"  обязанные составлять бухгалтерскую отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и ЦБ РФ, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

При представлении обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторскими заключениями составляют государственный информационный ресурс.

За нарушение этой обязанности есть риск привлечения к ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ: нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.

[spoiler]

Организация, подлежащая обязательному аудиту, но не обязанная публиковать бухгалтерскую отчетность, не обязана представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью. Ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в налоговый орган аудиторского заключения вместе с годовой бухгалтерской отчетностью в настоящее время нет. Налоговые органы не вправе штрафовать организацию за непредставление аудиторского заключения.

Организации обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года ( пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Аудиторское заключение в состав бухгалтерской отчетности не входит ( ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете",  п.п. 2,4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"). Однако в период с 1 сентября по 31 декабря 2013 г. Закон N 402-ФЗ устанавливал обязанность организации, подлежащей обязательному аудиту, представлять пользователям и публиковать годовую бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением ( ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ в редакции закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков").

С 1 января 2014 г. Закон N 402-ФЗ действует в новой редакции, согласно которой аудиторское заключение является обязательным только при опубликовании бухгалтерской отчетности и ее представлении в органы статистики.

Также смотрите по этому поводу разъяснения УФНС по г. Москве - письмо от 31 марта 2014 г. №13-11/030545.

Согласно статье 10 закона "О бухгалтерском учете" в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

Согласно ст. 92  Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) открытое общество обязано, в том числе, раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность.

В соответствии с п. 8.3.3 Положения  о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н (далее - Положение), годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества должна содержать в том числе и аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Согласно п.7.4 Положения годовая сводная бухгалтерская (консолидированная финансовая) отчетность эмитента с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности раскрывается:

путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания соответствующего финансового года. Текст годовой сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.

В соответствии с п. 1.15 Положения, если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством РФ, Положением и иными нормативными правовыми актами, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с Положением, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Положением, без достаточных на то причин является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

За это нарушение может последовать ответственность по ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ:
нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации карается административным штрафом от 700 тыс. до 1 млн руб. , а на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификация 1- 2 года. О том, что организации привлекаются к ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, свидетельствует судебная практика (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 09.12.2013 №Ф05-16487/2012, от 26.11.2013 №Ф05-14240/2013, Первого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 по делу №А11-4182/2013  и др.).

Вопрос привлечения юридических лиц к ответственности по ч. 2 ст 15.19  КоАП РФ стал предметом рассмотрения даже Конституционного Суда РФ. В Постановлении от 25.02.2014 N 4-П Конституционный Суд отметил, что действующее законодательство не содержит норм, позволяющих правоприменительному органу при назначении наказания выходить за нижнюю границу установленной суммы, и единственным вариантом для уменьшения штрафа может быть только признание правонарушения малозначительным. Однако применение этого варианта на практике чревато негативными последствиями, поскольку может способствовать "формированию атмосферы безнаказанности".

По мнению КС РФ, законодателям следует изменить КоАП  РФ и установить более гибкий подход при определении мер административной ответственности, который не будет приводить к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав юридических лиц. Пока же КС разрешил судам снижать размер минимального штрафа, учитывая тот факт, что назначенные штрафы должны быть адекватны причиненному вреду. Но для этого организации необходимо будет убедить суд, что уплата административного штрафа может негативно сказаться на ее финансовом положении.

Авторы статьи. Марина Филичева, руководитель компании и Николай Малышев, советник по правовым вопросам