Рекламная компания выполняет работы по изготовлению буклетов, рекламных проспектов, календарей и т.д. Часть работ выполняется своими силами, часть – субподрядными организациями. Все материалы приобретает сама компания и передает субподрядчикам в переработку. В частности, производятся работы по склейку брошюр и буклетов. Как оптимизировать документооборот между компанией и субподрядчиками по таким работам?
Спрашивает: Алла, генеральный директор, г.Москва
22.05.2015
В Вашем случае речь идет об оформлении давальческих операций - это операции по переработке (доработке, обработке и иной трансформации) материально-производственных запасов (сырья, материалов, готовой продукции), при которых давалец передает перечисленные оборотные активы переработчику (подрядной организации) для осуществления над ними определенной работы и получает от него по истечении какого-то времени результаты произведенной работы.
Давальческие материалы - это материалы, которые давалец передает сторонней организации для переработки (обработки), выполнения работ или для изготовления продукции.
При этом переработчик не оплачивает принятые МПЗ, а лишь выполняет определенные работы с ними.
Передача материалов подрядчику может оформляться накладной на отпуск материалов на сторону по форме М-15, утв. Постановлением Госкомстата России N71а. В накладной нужно указать не только количество предоставленных материалов, но и их стоимость. П.1 ст.713 ГК РФ возлагает на подрядчика обязанность представить после окончания работы заказчику работ отчет об израсходованных материалах, который будет служить оправдательным документом для обоснованного их списания заказчиком. Унифицированная форма такого отчета не утверждена, поэтому он составляется в произвольной форме.
Применение разработанной формы отчета целесообразно при заключении договора на выполнение работ согласовать с подрядчиком.
Если условиями договора предусмотрен их возврат давальцу, то составляется и Акт приема-передачи отходов. Сдача результата переработки заказчику оформляется обычным актом приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), где поименованы работы (услуги), оказанные Заказчику, и их стоимость.
Теперь посмотрим, как можно упростить такой достаточно сложный документооборот. Упрощение в Вашей ситуации будет вполне оправданным и целесообразным, поскольку описанные работы, выполняемые субподрядчиками с переданными вами материалами, достаточно просты по технологии и не требуют отдельного материального документооборота. Фабрикаты брошюр, буклетов, изданий передаются субподрядчику, он производит их склейку, навивку: здесь нет сложного расхода сырья (по видам, качеству, нормативам), нет возвратных отходов; те же материалы, но проклеенные, возвращаются заказчику в той же материально-вещественной и количестве.
В соответствии с п.1 ст.713 ГК РФ подрядчик обязан использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо, после окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материала. Соответственно, наличие отчета об израсходовании материала для целей определения момента его передачи в производство установлено гражданским законодательством как обязательный документ.
В Вашей ситуации вполне допустимо будет делать один акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), но при этом упомянуть передачу в переработку подрядчику материалов и совместить его с отчетом о расходовании материалов Заказчика. Указание в акте приемки выполненных работ количества исходного материала и количества полученной готовой продукции также является отчетом подрядчика об использовании материала.
В Акте можно для этих целей сделать специальный раздел, который так и назвать - Отчет об использовании материалов.
Например, во исполнение Договора _______________Заказчик передал, а Подрядчик принял материалы для выполнения работ. В период с "___" ____________________ _____ г. по "___" ___________ _____ г. переданные Заказчиком материалы использованы Подрядчиком при выполнении работ, а именно:
N |
Наименование вида работ |
Наименование израсходованных материалов |
Единица измер-я |
Цена за единицу измерения, руб. |
Передано материалов заказчиком |
Фактически использовано материалов подрядчиком | ||
Кол-во |
сумма, руб. |
количество (объем) |
сумма, руб. | |||||
|
СКЛЕЙКА |
|
|
|
|
|
|
|
|
НАВИВКА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
Настоящим подтверждаем, что неизрасходованного количества материалов, возвратных отходов, а также факта перерасхода материалов при выполнении работ не установлено.
Таким образом, в данном гибридном Акте мы совмещаем по сути три документа: о передаче материалов подрядчику, отчет о расходовании материалов подрядчиком и, собственно, акт о выполнении работ, оказании услуг.
Ответил(а): Марина Филичева, руководитель компании АСС-СИСТЕМС
Обращайтесь к нам на прямую с проблемной рабочей ситуацией, по спорному вопросу законодательства, и делитесь своим опытом!
Наши специалисты свяжутся с Вами по указанным контактным данным, чтобы ответить на Ваш вопрос. Ответы на самые интересные вопросы мы разместим на сайте.