Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ повторная выездная налоговая проверка может проводиться только в двух случаях:
1 - когда проверку проводит вышестоящий налоговый орган в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции, проводившей первоначальную проверку;
2 - если налогоплательщик сдал уточненную декларацию, в которой указана сумма налога в меньшем размере, чем ранее заявлено. В этой ситуации выездную проверку проводит та же инспекция, которая проводила ее прежде.
[spoiler]Повторная проверка осуществляется независимо от того, как давно проходила предыдущая проверка по тем же налогам и за тот же период. Исходя из этого логично, что некоторые правила, предъявляемые к выездным проверкам, в отношении повторных контрольных мероприятий не действуют. Так, согласно п. 5 ст. 89 НК РФ нельзя проводить:
- две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
- более двух таких ревизий по одному плательщику в течение года.
Однако указанные ограничения к повторным выездным проверкам не применяются. Все остальные правила остаются для них в силе.
Рассмотрим вопрос о правомерности проведения проверки вышестоящим налоговым органом, так как именно эту ситуацию анализировал 3 апреля 2012 года Президиум ВАС РФ.
Чтобы понять, насколько повторная проверка плательщика обоснованна, следует установить цель контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа. Она состоит в том, чтобы определить, насколько эффективны, законны и обоснованны принимаемые инспекцией решения, устранить недостатки в ее работе и улучшить механизм взимания налогов (постановление КС РФ от 17.03.2009 № 5-П). Следовательно, повторная выездная налоговая проверка, проводимая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего, должна отвечать критериям необходимости и законности.
Исходя из этой позиции можно сделать вывод: есть решение нижестоящего органа — есть контроль. При отсутствии решения контролировать собственно нечего, да и незачем. То есть предметом контроля является оценка конкретного решения инспекции.
Спор, рассмотренный Президиумом ВАС РФ, возник из-за того, что управление сначала отменило решение нижестоящей инспекции по выездной проверке предпринимателя, а потом провело повторную ревизию по тем же налогам. По результатам этого мероприятия были доначислены налоги и выписаны штрафные санкции. Предприниматель решил, что действия управления нарушают его права, так как в связи с отменой решения инспекции отсутствует ненормативный правовой акт, подлежащий контролю со стороны вышестоящего налогового органа.
Именно этой позицией руководствовались суды трех инстанций, принимая решение в пользу предпринимателя в рассматриваемом споре. Однако коллегия судей ВАС РФ Определением от 24.01.2012 № ВАС-15129/11 передала дело в Президиум. Она усмотрела неправильное толкование п. 10 ст. 89 НК РФ нижестоящими инстанциями. Если следовать их логике, то у вышестоящего налогового органа вообще нет права проводить повторную выездную проверку в целях контроля за деятельностью инспекции при обоснованной отмене ее решения. Но указанная норма Кодекса подобного запрета не содержит. Более того, формулировка предполагает контроль за деятельностью инспекции, а не только за законностью принимаемых ею решений.
Основанием для передачи дела также послужило то, что единой позиции по рассматриваемому вопросу у арбитражных судов нет.
Президиум ВАС РФ 3 апреля 2012 г. согласился с мнением нижестоящих судов и отказал управлению в удовлетворении надзорной жалобы. Он указал, что повторная проверка, хотя и оформлена по п. 10 ст. 89 НК РФ, фактически таковой не являлась, так как ее целью был не контроль за деятельностью налогового органа, а взыскание налогов, доначисление которых предусмотрено в отмененном решении инспекции.
Президиум ВАС РФ, обосновывая данную позицию, сослался на постановление КС РФ от 17.03.2009 № 5-П и свое постановление от 25.05.2010 № 17099/09. Общие выводы, положенные в основу решения, сформулированы именно в этих документах, несмотря на то что рассмотренные в них ситуации несколько отличаются.