Статьи

Электронный документооборот: законодательная база применения

Новое по теме

ФНС о применении простой и (или) неквалифицированной электронной подписи...

Первоначально возможность применения электронного документооборота между юридическими лицами предусматривалась еще Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Однако поскольку до настоящего времени законодательно не установлен способ выражения сторонами сделки своего согласия на применение электронного документооборота, то оно может быть оформлено в соответствии с обычаями делового оборота, например, путем прямого указания в тексте договора или дополнительного соглашения, а также путем обмена документами, выполнения действий, свидетельствующих о таком согласии и т.д. (см. Письмо Минфина РФ от 01.08.2011 № 03-07-09/26)

[spoiler]В тоже время применительно к оформлению в электронном виде счетов-фактур применение ЭДО было законодательно разрешено абзацем 2 пункта 1 статьи 196 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ, который в настоящее время действует в редакции Федерального закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ): «Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком».

Из данной формулировки закона следует, что применение ЭДО не носит обязательный характер и для этого требуется согласие сторон сделки, а также наличие у сторон совместимых технических средств и возможностей.

Федеральная налоговая служба РФ (далее - ФНС РФ) Письмом от 5 октября 2011 г. № ЕД-4-3/16368@ «Об отдельных вопросах применения электронных документов» подтвердила, что легитимно составленные первичные учетные документы на бумажном носителе и в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи являются равнозначными (имеют одинаковую юридическую силу) и возлагают идентичные права и обязанности на субъекты хозяйственной деятельности.

Однако широкое внедрение в практику хозяйственной деятельности организаций электронного документооборота в большей части тормозилось отсутствием более четкой его регламентации, а также отсутствием единого формата электронных документов.

Поэтому в развитие законодательства об ЭДО 6 апреля 2011 года был принят Федеральный закон «Об электронной подписи» № 63-ФЗ, в соответствии с которым Федеральный закон №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» утратил силу с 01.07.2013 года, а до этого времени оба закона действовали параллельно.

Необходимо обратить внимание, что пунктом 4 статьи 5 Федерального закона № 63-ФЗ было введено новое понятие - усиленная квалифицированная электронная подпись, которой, в частности, надлежит подписывать счета-фактуры в электронной форме в соответствии с требованиями абз.2 пункта 6 статьи 169 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2012 №97-ФЗ).

Приказом от 25 апреля 2011 г. № 50н Минфин РФ утвердил «Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи».

В соответствии со статьей 169 части второй НК РФ Правительство РФ приняло Постановление от 26 декабря 2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.05.2013 N 446, от 24.10.2013 N 952), которым утвердило:

-форму счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и правила его заполнения;

-форму корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и правила его заполнения;

-форму журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и правила его ведения;

-форму книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и правила ее ведения;

-форму книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и правила ее ведения.

При этом федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, указанным постановлением было поручено утвердить коды видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимые для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

В соответствии с вышеуказанным приказом Минфина РФ от 25.04.2011 № 50н был издан Приказ ФНС РФ от 30.01.2012 № ММВ-7-6/36@ (в ред. Приказа ФНС России от 30.05.2012 N ММВ-7-6/363@) «Об утверждении форматов представления документов, используемых при выставлении и получении счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной подписи», которым утверждены:

-формат информационного сообщения об участнике электронного документооборота счетами-фактурами;

-формат извещения о получении электронного документа;

-формат подтверждения даты отправки документа;

-формат подтверждения даты получения документа;

-формат уведомления об уточнении электронного документа.

Также, в соответствии с пунктом 9 статьи 169 части второй НК РФ и на основании постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 был издан Приказ ФНС РФ от 5 марта 2012 г. № ММВ-7-6/138@ «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж , дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде», которым утвердило:

-формат счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, в электронном виде;

-формат корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, в электронном виде;

-формат журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, в электронном виде;

-формат книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, в электронном виде;

-формат дополнительного листа книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, в электронном виде;

-формат книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, в электронном виде;

-формат дополнительного листа книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, в электронном виде.

Кроме этого, ФНС РФ от 20.04.2012 издало Приказ № ММВ-7-6/253@ "Об утверждении Временного положения о Сети доверенных операторов электронного документооборота и Временного положения о порядке присоединения к сети доверенных операторов электронного документооборота».

Согласно п.1.2. Временного положения о Сети доверенных операторов Оператором электронного документооборота может быть организация, обладающая достаточными технологическими, кадровыми и правовыми возможностями для обеспечения юридически значимого документооборота счетов-фактур в электронном виде с использованием электронной подписи.

Необходимо обратить внимание, что круг документов для использования организациями при электронном документообороте постоянно расширяется и не ограничивается только счетами-фактурами.

В частности в целях реализации положений статей 93, 93.1 НК РФ был издан Приказ ФНС РФ от 21 марта 2012 г. № ММВ-7-6/172@ «Об утверждении форматов первичных учетных документов», которым утверждены:

-рекомендуемый формат унифицированной формы первичной учетной документации по учету торговых операций ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

-рекомендуемый формат Акта приемки-сдачи работ (услуг).

Также следует отметить ряд нормативных документов, регламентирующих сферу применения ЭДО:

- Приказ ФНС РФ от 14.03.2012 N ММВ-7-6/155@ «Об утверждении формата представления заявления о регистрации контрольно-кассовой техники в электронном виде»;

- Приказ ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@ (в ред. от 31.08.2012) «Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

- Приказ ФНС России от 16.11.2012 N ММВ-7-6/878@ «Об утверждении форматов представления документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме»;

- Приказ ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-12/39@ «Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»;

- Приказ ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме»;

С 01 января 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 № 402-ФЗ, взамен ранее действовавшего Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ.

В пункте 5 статьи 9 нового закона указано, что «первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью».

Кроме этого, следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 4 нового закона «Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета».

В свою очередь параллельно идет становление и развитие законодательной базы электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Так, Правительством РФ 30 мая 2013 года были одобрены «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

В соответствии с этим документом предполагалось, что изменения, связанные с использованием электронного документооборота, затронут несколько направлений, в числе которых представление налоговых деклараций в налоговые органы и истребование документов в ходе налоговых проверок.

Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» в пункт 5 статьи 174 НК РФ была введена норма о том, что начиная с 2014 года все налогоплательщики и налоговые агенты обязаны представлять декларации по НДС только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Разъяснение этой нормы дается в Письме ФНС России от 03.12.2013 N ЕД-4-15/21594 «Об обязательном представлении налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость в электронной форме».

Приказом ФНС России от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196@ утверждены «Методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи». Этот документ регулирует информационное обслуживание и информирование налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Например, информационные услуги налогоплательщикам в числе прочих включают в себя представление налоговыми органами в электронной форме следующих документов:

- справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам (форма и Формат утверждены Приказом ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-12/39@);

- справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов (форма и Формат утверждены Приказом ФНС России от 21.01.2013 N ММВ-7-12/22@);

- акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (форма утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@).

Автор статьи. Николай Малышев, Советник директора по правовым вопросам