Статьи

Уведомление налогоплательщика заказным письмом: отсутствие доказательств вручения свидетельствует о нарушении процедуры

В Постановлении ФАС Московского округа от 24.01.2014 № Ф05-17623/2013 по делу № А40-39102/13-91-127 был сформулирован важный вывод о том, что просто направление налоговым органом заказного письма о вызове налогоплательщика по почте не является соблюдением процедуры уведомления, поскольку письма по почте отправляются только, когда отсутствует возможность вручить их лично. Соответственно, налоговый орган должен располагать доказательствами либо вручения письма, либо доказательствами уклонения от вручения или невозможности вручения.

[spoiler]

Обществом 03.12.2012 было представлено в инспекцию ходатайство о переносе даты рассмотрения материалов выездной налоговой проверки с 04.12.2012 на более поздний срок с целью надлежащего ознакомления с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля.

Инспекцией на юридический адрес Общества и на адрес регистрации его генерального директора было направлено заказное письмо от 04.12.2012 об удовлетворении указанного ходатайства с приложением информационного письма и уведомления о вызове налогоплательщика.

При этом уведомлениео дате рассмотрения материалов налоговой проверки было вручено Обществу 18.12.2012, в то время как рассмотрение состоялось 14.12.2012.

Суды указали, что на момент принятия решения налоговый орган обязан располагать информацией не об отправке заказных писем и иных отправлений, а доказательствами их вручения налогоплательщику, поскольку направление уведомления по почте заказным письмом является дополнительным способом,используемым в случаях уклонения налогоплательщика от его получения или невозможности вручить его основным способом, то есть лично под расписку.

Было отмечено, что в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Суды всех трех инстанций, установив со стороны инспекции нарушение существенного условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, как обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, пришли к выводу о несоблюдении налоговым органом пункта 14 статьи 101 НК РФ.