Новое 18 марта 2015г
Взаимодействие следователей и налоговых органов
ФНС РФ издало Приказ от 16 февраля 2015 года № ММВ-7-2/70@ (Далее – Приказ) «Об утверждении Порядка рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1 УК РФ». Приказ вступит в силу по истечении 10 календарных дней с даты официальной публикации.
В Приказе ФНС РФ даются рекомендации налоговым органам по осуществлению взаимодействия со следственными органами при рассмотрении налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 УК РФ.
Срок рассмотрения вышестоящим налоговым органом (далее – ВНО) при поступлении от следователя копии сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198-199.1 УК РФ, не позднее 15 суток с момента их получения, который исчисляется в календарных днях.
[spoiler]Вначале ВНО в течение 3 суток со дня поступления материалов от следователя проверяет наличие постановки на учет в нижестоящем налоговом органе (далее - НО) налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), и, при положительных результатах такой проверки, направляет по Системе электронного документооборота (далее - СЭД) копию поступивших от следователя материалов в НО.
В свою очередь, НО обязан осуществить одно из следующих действий:
- подготовку заключения о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
- подготовку информации о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в силу;
- подготовку информации об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.
Одновременно с этим ВНО проверяет наличие:
факта того, что обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной повторной выездной налоговой проверки, проведенной в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также наличие информации об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения, в том числе проверяется факт направления ранее соответствующих материалов в следственные органы;
факта проведения повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в силу.
Таким образом, НО в течение 7 суток со дня поступления материалов подготавливает заключение или информацию и направляет её в ВНО.
Если материалы, содержащие сведения об обстоятельствах, указанных в сообщении о преступлении, ранее уже направлялись в следственные органы, то НО в тот же срок информирует об этом ВНО.
В итоге ВНО не позднее 15 суток с даты получения материалов от следователя на основе имеющейся информации и сведений, поступивших из НО, должен:
- либо направить следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения, в том числе, в случае, если материалы, содержащие сведения об обстоятельствах, указанных в сообщении о преступлении, ранее направлялись в следственные органы. Документом, содержащим сведения о правильности (неправильности) предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам, а также сведения о размере пеней и штрафов (расчетом пеней и штрафов является решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, прилагаемое к названному заключению.
- либо информировать следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в силу.
- либо информировать следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, в том числе, если налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) не состоит на учете в нижестоящем налоговом органе.
22.10.2014 года вступил в силу Федеральный закон от 22.10.2014 г. № 308-ФЗ (далее – «Закон»), который отменяет часть 1.1. ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), согласно которой уголовные дела по «налоговым» преступлениям возбуждались только по представлению налоговых органов.
Тем самым восстанавливается общий порядок возбуждения уголовных дел по статьям 198 – 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающим уголовную ответственность за «налоговые» преступления (а именно за: уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица; уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации; неисполнение обязанностей налогового агента; сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов).
Напомним, что часть 1.1. была введена в ст. 140 УПК РФ 06 декабря 2011 года в рамках либерализации уголовного законодательства, объявленной Дмитрием Медведевым на посту президента. Введенная норма фактически лишила правоохранительные органы возможности самостоятельно возбуждать "налоговые" дела.
Итак, с 22 октября 2014 года к следственным органам вернулась возможность самостоятельно возбуждать "налоговые" дела, однако, порядок возбуждения таких дел, согласно внесенным изменениям, теперь имеет некоторые особенности (части 7-9 статьи 144 УПК РФ).
Так, при поступлении из органа дознания сообщения о преступлении, следователь должен в течение трех дней отправить в налоговый орган копию сообщения с приложением соответствующих документов и предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам.
Налоговики, в свою очередь, в течение 15 дней должны рассмотреть направленные им материалы и направить следователю заключение о нарушении налогового законодательства и о правильности предварительного расчета сумм недоимки, или же об отсутствии сведений о нарушении, или же проинформировать следователя о том, что в отношении налогоплательщика проводится проверка.
Всего на решение о возбуждении дела следователю отводится 30 дней с момента сообщения о возможном преступлении.
Более того, Закон закрепил за следователями возможность возбуждать уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.1 УК РФ до получения из налогового органа заключения или информации, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 9 статьи 144 УПК РФ).
Таким образом, в ближайшем будущем следует ожидать, как минимум, увеличения количества приговоров суда по налоговым преступлениям.
И, кроме того, следует иметь ввиду, что, благодаря указанным изменениям, внесенным в статью 140 и статью 144 УПК РФ появилась опасность того, что срок давности привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям (до 21 октября 2014 года фактически составляющий 3 года) увеличится до шести, а то и до десяти лет.
Автор статьи. Николай Малышев, советник по правовым вопросам, Анна Бирюкова, юрист.