Статьи

Особенности Учетной политики некоммерческой организации

Сейчас самое время посмотреть свежим взглядом на свою Учетную политику, внести необходимые изменения и дополнения и утвердить Положение на 2015 год.

Что должно быть утверждено в составе учетной политики НКО

 Рабочий план счетов

 Формы

- первичных учетных документов

- регистров бухгалтерского учета

- документов для внутренней бухгалтерской отчетности

 порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации

 Способы оценки активов и обязательств

 Правила документооборота и технологию обработки учетной информации

 Правила контроля над хозяйственными операциями

 Иные решения, необходимые для организации бухгалтерского учета

 

[spoiler]

Рабочий план счетов. Счет 86 "Целевое финансирование"

НКО нужно особое внимание уделить балансовому счету 86 "Целевое финансирование", на котором отражаются сведения о суммах, полученных от источников финансирования.

Для целей налогового учета целевого финансирования удобно использовать специальные формы регистров, зафиксированные в приложении к учетной политике: регистр учета поступлений и расходования целевых средств и регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

НКО ведут свою деятельность в рамках сметы доходов и расходов, составляемой ими ежегодно исходя из предполагаемых поступлений и направлений расходования, и имеющихся в ее распоряжении и поступивших денежных средств.

Форма сметы доходов и расходов, ее состав и структура показателей разрабатываются НКО самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.

В качестве источников финансирования НКО могут выступать:

- единовременные и регулярные поступления от учредителей (участников, членов);

- добровольные имущественные взносы и пожертвования;

- выручка от реализации товаров, работ, услуг;

- дивиденды (доходы, проценты);

- доходы, получаемые от собственности НКО;

- другие не запрещенные законом поступления.

Если источников финансирования у НКО несколько, то на счете 86 необходимо организовать обособленный учет по всем источникам финансирования, а если это возможно, то и по финансируемым программам или проектам.

Важным является выбор метода отражения целевых средств на счете 86:

- кассовый метод (в момент непосредственного получения средств);

- метод начисления (когда у НКО имеется уверенность в том, что целевое финансирование будет оплачено).

Учет имущества (основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, финансовых вложений) НКО ведут в том же порядке, что и коммерческие  фирмы. В соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" НКО достаточно выполнить первые три условия для признания  имущества основным средством. НКО вправе ввести дополнительный критерий стоимости (не превышает 40 тыс. руб.), который позволит учитывать малоценные ОС в составе МПЗ.

Амортизация по основным средствам НКО не начисляется, по ним начисляется износ линейным методом. Два варианта начисления износа: ежемесячно или в конце года.

В части нематериальных активов учет НКО ведется в соответствии с ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». В соответствии с п. 24 указанного ПБУ амортизация по НМА некоммерческой организацией не начисляется.

 

 

 

Учет доходов и расходов

Если наряду с основной деятельностью ведется и предпринимательская деятельность, то в учетной политике необходимо закрепить порядок признания выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

В случае осуществления предпринимательской деятельности НКО является плательщиком налога на прибыль и НДС, за исключением тех, кто перешел на упрощенную систему налогообложения.

 

Подпунктом 14 п.1 ст. 255 НК РФ определено, что при  определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, а также целевые поступления и членские взносы.

            С 1 января 2015 года состав средств целевого финансирования изменен законодателем (Федеральный закон № 167-ФЗ от 23.06.2014 и Федеральный закон №108-ФЗ от 05.05.2014):

   к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся вступительные и гарантийные взносы НПФ и гарантийные взносы ПФ РФ, уплаченные в фонд гарантирования пенсионных накоплений. Субсидии, полученные НКО на развитие отечественной кинематографии, исключаются из налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Чтобы иметь возможность не облагать средства целевого финансирования налогом на прибыль, НКО должна выполнять два условия - такие средства должны быть использованы по назначению и организация должна вести раздельный учет полученных и использованных средств целевого финансирования.

В учетной политике НКО необходимо закрепить порядок ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (осуществленных) в рамках целевого финансирования и в части целевых поступлений.

В отличие от средств целевого финансирования целевые поступления, предусмотренные п. 2 ст. 251 НК РФ, по общему правилу не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования. Если лицо, являющееся источником целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности.

Если в течение года часть средств, поступивших от учредителей, осталась неиспользованной, то они включаются в смету доходов и расходов организации, составляемую на следующий год, причем они также не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль.

Получать целевые средства НКО могут в иностранной валюте, при этом возникают одновременно валютные ценности на валютном счете и валютные обязательства, связанные с целевым расходованием поступивших средств. При этом курсовые разницы по указанным средствам, являются доходами (расходами), полученными (произведенными) в рамках целевых поступлений, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Внереализационными доходами признаются целевые поступления и целевое финансирование, если они были использованы не по целевому назначению.

 

Необходимо осветить состав затрат и вопросы формирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг), порядок списания коммерческих и управленческих расходов, а также механизм распределения общехозяйственных расходов между уставной и некоммерческой деятельностью. НКО может общехозяйственные расходы полностью списывать за счет средств целевого финансирования или же распределять их пропорционально объему выручки в общем объеме поступления, включая средства целевого финансирования.

Несмотря на то, что законодательство не содержит четкого определения понятия "целевое использование средств", по сложившейся практике должны быть выполнены следующие условия и требования:

1) расходы должны производиться в соответствии со сметой доходов и расходов

2) расходы должны быть подтверждены документально

 

С 1 января 2012 года большинство НКО получили возможность формировать в налоговом учете резервы предстоящих расходов.

При необходимости в налоговой политике следует закрепить решение о создании резерва.

НКО самостоятельно определяет виды расходов, под которые она будет создавать резерв. Перечень таких расходов следует закрепить в налоговой политике компании.

Максимальный срок создания резерва предстоящих расходов составляет 3 года, а его размер определяется сметой, но не может превышать 20% суммы доходов за отчетный период,  учтенных в налоговой базе. Сумма отчислений в резерв  включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Сумма резерва, не полностью использованная, включается в состав внереализационных доходов.

 

Доходы и расходы для целей налогообложения прибыли НКО могут быть определены двумя методами: методом начисления и кассовым методом.

Кассовый метод могут использовать только те НКО, в которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.

 

Порядок сдачи бухгалтерской отчетности

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности определен п. 2 ст. 14 Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Как  правило, она состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Отчет о финансовых результатах фактически заменен на отчет о целевом использовании средств. Детализацию показателей по статьям баланса и отчета о целевом использовании средств НКО вправе определять самостоятельно.

 

Автор статьи: Околелова Екатерина, специалист по учету некоммерческих организаций