Статьи

Налоговая проверка контрагента – какие документы предоставлять налоговой инспекции?

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ Налогоплательщик обязан представить налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Требование налогового органа о предоставлении необходимой информации и документов может быть выставлено в рамках следующих мероприятий:

1) в рамках налоговой проверки контрагента в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ об истребовании у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), этих документов (информации);

2) вне рамок налоговых проверок согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ, когда налоговому органу необходима информация о конкретной сделке.

В первом случае инспекция вправе истребовать как документы, так и информацию соответствующего содержания, а во втором — только информацию, причем при запросе налоговый орган должен обосновать необходимость в ее получении.

Таким образом, если запрос направлен на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ, налогоплательщик может не представлять документы, ограничившись только информацией. Данный вывод подтверждается также судебной практикой (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 № 17АП-5133/2008-АК, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14), постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.07.2010 № А56-73206/2009 от 22.04.2011).

Если требование выставлено в рамках налоговой проверки контрагента, то исходя из п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, которое проводит ее, вправе истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. То есть в ходе проверки контрагента у налогоплательщика могут быть истребованы только документы, относящиеся к деятельности проверяемого налоговым органом налогоплательщика. Информация о самом поставщике не имеет отношения к проверяемому контрагенту, а касается непосредственно собственной хозяйственной деятельности налогоплательщика, у которого запрашиваются документы. Поэтому, руководствуясь подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщик имеет право не исполнять подобное требование налогового органа (в части информации о деятельности самого налогоплательщика).

Вместе с тем налоговый орган может не согласиться с мнением организации, что документы затребованы неправомерно, и привлечь ее к ответственности. Отказ лица от представления запрашиваемых в ходе налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность по ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Необходимо отметить, что до настоящего времени судебная практика по этому вопросу не была единообразной. В некоторых решениях суды признают правомерным привлечение к ответственности за непредставление документов по требованию налогового органа, хотя запрашиваемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика. В постановлении ФАС Поволжского округа от 07.04.2011 №А55-15446/2010 суд кассационной инстанции отметил, что «пределы оценки того, насколько документы (информация) касаются деятельности проверяемого налогоплательщика, законом не определены».

Аналогичная точка зрения содержится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 02.02.2011 № А55-10502/2010, от 18.01.2011 № А65-9605/2010 и Московского округа от 22.07.2011 № КА-А40/7621-11.

Однако существует и иная позиция судов.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.2011 №А43-10932/2010 суд установил, что инспекция затребовала у налогоплательщика в том числе документы, подтверждающие приобретение организацией товаров, реализованных впоследствии проверяемому налогоплательщику.

Общество такие документы не представило, посчитав, что документы не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика, а касаются непосредственно деятельности общества. Суд такие действия общества поддержал, указав, что «неисполнение требования о представлении документов, не относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика, не может являться основанием для привлечения лица к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ».

Такой же вывод нашел отражение в постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2011 № Ф03-930/2011 и Поволжского округа от 02.08.2011 № А65-18729/2010.

Кроме того, помочь организации в отстаивании своей позиции в суде может ссылка на постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2011 № 5355/11, в котором решение инспекции о привлечении к ответственности было признано недействительным. Президиум в порядке надзора рассмотрел дело, по которому компания «А» оспаривала решение налоговой службы о привлечении к ответственности в связи с неисполнением требования последней о предоставлении в рамках налоговой проверки компании «Б» документов, касающихся контрагента компании «Б». Компания «А» отказалась предоставить данные документы со ссылкой на то, что данные документы не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Президиум ВАС установил, что на основании под. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам. В связи с этим так как истребуемые налоговой службой документы не содержали каких-либо сведений, касающихся взаимоотношений налогоплательщика «Б» и его контрагента, у компании «А» отсутствовали основания для их предоставления.