Статьи

Рекомендации аудиторам при проведении аудита за 2017 г.

Комментарии к «Рекомендациям аудиторам при проведении аудита за 2017 г»     

        На сайте Минфина России размещены  «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2017 год», подготовленные Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности (приложение к письму от 19 января 2018 г. № 07-04-09/2694) в целях повышения качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности по результатам обобщения практики применения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете.

В Рекомендациях Департамент обращает внимание аудиторов на ряд положений и требований, выполнение которых обязательно при осуществлении аудиторских процедур:

  • применимые стандарты аудиторской деятельности;

Исходя из Федерального закона «Об аудиторской деятельности» при проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2017 г. необходимо руководствоваться международными стандартами аудита (МСА), введенными в действие на территории Российской Федерации приказами Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192н и от 9 ноября 2016 г. № 207н

  • аудиторские процедуры в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица;

            Согласно МСА 570 (пересмотренный) «Непрерывность деятельности» аудитору необходимо:

получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства и сделать вывод в отношении правомерности применения руководством аудируемого лица принципа непрерывности деятельности, используемого в бухгалтерском учете, при подготовке бухгалтерской отчетности;

сделать на основании полученных аудиторских доказательств вывод о том, имеется ли существенная неопределенность в связи с событиями или условиями, которые могут вызвать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность;

выпустить заключение в соответствии с МСА 570 (пересмотренный).

  • рассмотрение соблюдения аудируемым лицом Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Согласно МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности» в процессе получения понимания аудируемого лица и его окружения в соответствии с МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» аудитор должен получить общее понимание нормативно-правовой базы, применимой к аудируемому лицу и к отрасли или сектору экономики, в которых аудируемое лицо ведет деятельность, и того, каким образом аудируемое лицо соблюдает требования этой нормативно-правовой базы.

 

  • рассмотрение соблюдения аудируемым лицом Федерального закона «О противодействии коррупции»;

В соответствии с МСА 250 в процессе получения понимания аудируемого лица и его окружения в соответствии с МСА 315 (пересмотренный) аудитор должен получить общее понимание нормативно-правовой базы, применимой к аудируемому лицу и к отрасли или сектору экономики, в которых оно ведет деятельность, и того, каким образом оно соблюдает требования этой нормативно-правовой базы. Аудитор должен запросить у руководства аудируемого лица и, если уместно, у лиц, отвечающих за корпоративное управление, письменные заявления о том, что все известные случаи несоблюдения или подозрения в несоблюдении законов и нормативных актов, в том числе Федерального закона «О противодействии коррупции», влияние которых должно учитываться при подготовке бухгалтерской отчетности, были раскрыты аудитору.

  • рассмотрение соблюдения аудируемым лицом законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы противодействия подкупу иностранных должностных лиц;

Аудитор должен запросить у руководства аудируемого лица и, если уместно, у лиц, отвечающих за корпоративное управление, письменные заявления о том, что все известные случаи несоблюдения или подозрения в несоблюдении законов и нормативных актов, в том числе требований законодательства, регулирующего вопросы противодействия подкупу иностранных должностных лиц, влияние которых должно учитываться при подготовке бухгалтерской отчетности, были раскрыты аудитору.

  • составление аудиторского заключения;

            При составлении аудиторского заключения особое внимание должно быть обращено на:

-соблюдение требований к составу элементов аудиторского заключения, установленных частью 2 статьи 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;

-соблюдение требований к оформлению аудиторского заключения, установленных МСА 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении», МСА 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», МСА 706 (пересмотренный) «Разделы «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» в аудиторском заключении»;

-допустимость и обоснованность включения в аудиторское заключение информации, не предусмотренной установленными требованиями к форме и содержанию его.

  • ключевые вопросы аудита в аудиторском заключении;

            Согласно MCA 701 при аудите бухгалтерской отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также в иных случаях по решению аудитора в аудиторское заключение включается отдельный раздел «Ключевые вопросы аудита».  В данном разделе пользователям бухгалтерской отчетности представляется дополнительная информация, необходимая для понимания вопросов, которые, согласно профессиональному суждению аудитора, являлись наиболее значимыми для аудита бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Определяя ключевые вопросы аудита, аудитор должен учитывать:

области повышенного оцененного риска существенного искажения отчетности или значительных рисков, выявленных согласно MCA 315 (пересмотренный);

свои значимые суждения в отношении областей бухгалтерской отчетности, требующих применения значимых суждений руководства, (включая оценочные значения), которые были оценены как имеющие высокий уровень неопределенности;

влияние на аудит значительных событий или операций, имевших место в течение отчетного периода.

  • выражение модифицированного мнения об отчетности, в том числе в связи с ненадлежащим раскрытием информации;

            Согласно МСА 705 (пересмотренный) аудитор должен выразить модифицированное мнение в аудиторском заключении в случаях, когда:

на основании полученных аудиторских доказательств аудитор приходит к выводу о том, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, содержит существенные искажение, или

аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы сделать вывод о том, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенных искажений.

  • особенности аудита бухгалтерской отчетности кредитной организации;

            При проведении аудита бухгалтерской отчетности кредитной организации необходимо убедиться, что в деятельности такой организаций отсутствуют:

признаки проведения операций, имеющих схемный характер, в том числе искусственного регулирования расчета значений обязательных нормативов в целях их формального выполнения;

признаки обременения активов;

признаки формирования фиктивных доходов;

обстоятельства кредитования заемщиков, в отношении которых отсутствуют признаки реальной (полноценной) деятельности.

  • особенности аудита бухгалтерской отчетности страховых организаций;

            При проведении аудита бухгалтерской отчетности страховых организаций особое внимание необходимо уделить:

изучению практики классификации договоров на договоры страхования и инвестиционные договоры, а также выделения встроенных производных инструментов и отделения депозитной составляющей в договорах страхования;

анализ порядка признания и оценки производных финансовых инструментов, соответствия способов их оценки учетной политике страховой организации;

определению адекватности допущений, используемых при проведении проверки достаточности сформированных обязательств по страховым и инвестиционным договорам с негарантированной возможностью получения дополнительных выгод, а именно: ставки дисконтирования (особенно в отношении инвестиционных договоров страхования жизни), уровня досрочного расторжения, инвестиционного дохода и расходов на обслуживание;

изучению влияния изменения стоимости финансовых инструментов на величину резерва дополнительных выплат (страховых бонусов) и резерва опций и гарантий (для договоров, предусматривающих зависимость страховой суммы и (или) величины дополнительных выплат от доходности актива (группы активов), определенного (определенной) в соответствии с условиями договора страхования жизни);

оценке вероятности получения будущей налогооблагаемой прибыли в целях признания отложенного налогового актива.

  • особенности аудита бухгалтерской отчетности иных некредитных финансовых организаций;

При проведении аудита бухгалтерской отчетности некредитной финансовой организации необходимо убедиться, что в деятельности такой организации отсутствуют признаки проведения операций, имеющих схемный характер, в том числе искусственного выполнения условленных требований к собственным средствам (капиталу) или чистым активам, обязательных (финансовых, экономических) нормативов.

  • независимость аудиторской организации;

Исходя из Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций при оказании аудиторских услуг аудиторская организация, аудитор должны быть независимы. Независимость аудиторской организации, аудитора заключается в отсутствии имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников), руководителей и иных должностных лиц, а также других лиц (в случаях, предусмотренных федеральными законами).

  • предотвращение конфликта интересов;

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации (индивидуального аудитора) может повлиять на мнение такой аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

  • оказание прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг;

при определении возможности оказания какой-либо услуги, отличной от аудиторской и прямо не поименованной в пунктах 1-10 части 7 статьи 1 указанного Федерального закона, аудиторская организация (индивидуальный аудитор) должна рассмотреть следующие факторы:

1)        услуга связана с аудиторской деятельностью. При определении того, связана ли услуга с аудиторской деятельностью, необходимо исходить из содержательного наполнения услуги, характера  потребления ее, а также целесообразно учитывать состав услуг, приведенных в подразделах 69 и 70 раздела М Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014,  утвержденного приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст. Связь прочей услуги с аудиторской деятельностью выражается, в частности, в том, что оказание прочей услуги предполагает наличие у исполнителя и применение им знаний, навыков, умений и опыта, которыми обладает аудитор;

2)        оказание услуги не влечет возникновения конфликта интересов и не создает угрозу возникновения такого конфликта. При оценке наличия конфликта интересов или угрозы его возникновения следует руководствоваться Кодексом профессиональной этики аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г., и Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренными Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г.

  • соблюдение режима аудиторской тайны;

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация (индивидуальный аудитор) и ее (его) работники обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну. Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудитором при оказании аудиторских и (или) прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, за исключением: сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались аудиторские и (или) прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги либо с его согласия; сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг и сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

  • определение лиц, отвечающих за корпоративное управление, в ходе оказания аудиторских услуг.

            В соответствии с МСА 260 «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление» (МСА 260) аудитор обязан обеспечивать информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление аудируемого лица, в ходе аудита его бухгалтерской отчетности.

 См.: На сайте Минфина России размещены  «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2017 год».

Автор - Киселев А.Г., директор по аудиту. 

 

Поделиться

comments powered by HyperComments
Обязательный аудит Разработка договоров и правовая экспертиза Восстановление бухгалтерского учета

 Горячая линия
+7 (495) 737-67-53

Задать вопрос онлайн

Кадровые вопросы и начисление заработной платы

Каждую среду с 17:00 до 19:00

Налогообложение хозяйственных операций и сделок

Каждую среду с 17:00 до 20:00

Мы на Facebook