Статьи

Верховный Суд признал право ФНС отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия законодательству о налогах и сборах в пределах трех лет с момента окончания контролируемого налогового периода

ФНС России в порядке контроля за деятельностью УФНС отменила решение УФНС  как незаконное и  оставила в силе решения инспекции о привлечении ООО к ответственности.

Основанием для принятия ФНС России решения послужили, в том числе, сообщения ГУБЭП МВД России о наличии в производстве уголовных дел по статьям 193.1, 199 УК РФ, возбужденных по материалам проверок, проведенных ФСБ России.

У вышестоящего налогового органа есть возможность отмены такого решения нижестоящего органа, которым налогоплательщику были предоставлены определенные льготы (преимущества, вычеты), в том числе решения о возмещении НДС (статья 176 НК РФ), в случае, когда оно было принято в нарушение требований законодательства о налогах и сборах.

[spoiler]

В данном случае предусматривается право государства (вышестоящего налогового органа), выявившего ошибку в определении налоговой обязанности, исправить ее по собственной инициативе, и такое регулирование согласуется со статьей 57 Конституции.

По мнению ВС РФ, действия ФНС России не привели к новым доначислениям в отношении ООО (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ»).

Налогоплательщик реализовал свое право на судебную защиту.

Нижестоящие арбитражные суды поддержали позицию ФНС России о возможности отмены решения управления без жалобы налогоплательщика:

Процедура (сроки) такой отмены не предусмотрены ни Законом о налоговых органах, ни НК РФ. Вышестоящий налоговый орган вправе осуществлять контроль за нижестоящими налоговыми органами не только в рамках проведения контрольных налоговых мероприятий, но и в порядке подчиненности в рамках контроля за деятельностью (когда оценивается только законность решения налогового органа без участия налогоплательщика).

ВС РФ оставил в силе решения нижестоящих судов, сославшись на акты Конституционного Суда РФ (в том числе определение от 22.04.2010 № 595-О-О, постановление от 24.03.2017 № 9-П), где сказано, что п. 3 ст. 31 НК РФ допускает отмену вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего только в том случае, когда оно принято в нарушение требований законодательства о налогах и сборах. Рассматриваемое решение имеет целью восстановление в административном порядке законности, нарушенной неправомерным актом нижестоящего органа, по инициативе самого вышестоящего налогового органа, осуществляющего текущий контроль за деятельностью нижестоящих органов.

По мнению ВС РФ очевидно, что сроки реализации вышестоящим налоговым органом таких полномочий не могут быть не ограниченными во времени. Так, в актах Конституционного Суда РФ (в том числе постановления от 24.06.2009 № 11-П и от 20.07.2011 № 20-П) разъясняется, что никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок, а общая правовая позиция следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 25.07.2006 № 11366/05, в котором отмечено, что если иное прямо не указано в законе, принудительные возможности государства ограничены, по меньшей мере, сроком исковой давности.

ВС РФ считает, что указанный подход корреспондирует положениям ст. 89 НК РФ, которые предусматривают гарантии прав налогоплательщиков при проведении мероприятий налогового контроля, ограничивая глубину выездной налоговой проверки периодом, не превышающим трех календарных лет. Кроме того, из положений п.п. 4, 10 ст. 89 НК РФ  следует, что результаты камеральной налоговой проверки могут быть пересмотрены по итогам выездной налоговой проверки, в том числе, проводимой в рамках контроля за действиями нижестоящего налогового органа при условии, что налоговый период, за который проводится выездная налоговая проверка, охватывается трехлетним календарным сроком, исчисляемым с конца года, предшествующего году назначения выездной проверки.

В итоге ВС РФ решил, что вышестоящий налоговый орган вправе реализовать полномочия, установленные п. 3 ст. 31 НК в пределах срока, предусмотренного для проведения мероприятий налогового контроля, а именно в пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода.

См.: Определение Верховного Суда РФ  от 31.10.2017 N 305-КГ17-5672 по делу N А40-101850/2016. 

Автор: Николай Малышев, юрист. Марина Филичева, руководитель компании