Статьи

Text here....

Договор аренды – разъяснения ВАС РФ по практике применения норм Гражданского кодекса

Пленум Высшего арбитражного суда РФ в постановлении №73 от 17.11.2011 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды» дал разъяснения по поводу применения Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) о договоре аренды во взаимосвязи с нормами земельного и антимонопольного законодательства.

Так, были даны разъяснения по поводу заключения договора аренды в отношении государственного или муниципального имущества на новый срок. Пленум ВАС пояснил, что договор, в отношении которого существует требование об обязательном проведении торгов при заключении, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным. В то же время договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).

Пленум также обратил внимание судов на то, что по смыслу части третьей пункта 1 статьи 621 ГК РФ преимущественным правом на заключение договора аренды обладает не только арендатор по действующему договору аренды, но и арендатор по договору, который был прекращен в течение года до заключения договора аренды с другим лицом или проведения торгов для заключения такого договора, при условии письменного уведомления арендодателя в установленном порядке, о желании заключить новый договор аренды.

В целях защиты прав арендатора в Постановлении ВАС указывает, что в силу статьи 621 ГК РФ проведение торгов не лишает арендатора государственного или муниципального имущества преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок вне зависимости от того, являлся ли он участником указанных торгов. В то же время, если арендодатель до заключения договора с победителем торгов предложил арендатору заключить с ним договор аренды на условиях, предложенных победителем торгов, а арендатор отказался от заключения договора либо не принял этого предложения в названный срок, суд должен отказывать такому арендатору в защите его преимущественного права. При этом если срок, в течение которого арендатор может принять данное предложение, не установлен арендодателем, он определяется с учетом абзаца второго пункта 5 статьи 448 ГК РФ.

Читать подробнее...

Налогоплательщик не обязан проверять достоверность подписей на первичных документах

ФАС Уральского округа в Постановлении № Ф09-7327/11 от 16.11.2011 подтвердил, что налогоплательщик, проявляя должную осмотрительность, должен лишь удостовериться в правоспособности контрагентов и их надлежащей государственной регистрации в качестве юридических лиц.

ФАС указал, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

В действиях заявителя не усматривается его недобросовестность как налогоплательщика, поскольку все представленные им документы подтверждают реальность совершенных сделок и их разумную деловую цель, обусловленную характером предпринимательской деятельности. Налоговым органом не доказано наличие условий, при которых налоговая выгода может быть признана необоснованной. Не доказано также, что общество при заключении сделок не проявило должной осмотрительности и не предприняло все возможные меры к выяснению сведений о контрагентах.

При этом в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не вправе истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством, в том числе исследовать достоверность подписей на первичных документах.

Изменена административная ответственность за нарушения валютного законодательства

В соответствии с Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон) были внесены поправки, касающиеся административной ответственности за несоблюдение сроков представления форм учета и отчетности, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

В новой редакции КоАП РФ будет предусмотрена дифференцированная в зависимости от срока, в течение которого происходило правонарушение, санкция за данный вид правонарушения. В предыдущей редакции КоАП РФ за указанное выше правонарушение накладывалось административное наказание в виде следующих штрафов: - от 4 000 до 5 000 руб. – на должностных лиц; от 40 000 до 50 000 руб. – на юридических лиц.

В связи с принятием Закона рассматриваемая санкция напрямую зависит от продолжительности нарушений. Так, после вступления в силу изменений, предусмотренных Законом, статья 15.25 КоАП РФ будет дополнена пунктами 6.1-6.3, в соответствии с которыми, если просрочка не превышает 10 дней, выносится предупреждение или взимаются следующие штрафы: - 500 -1 000 руб. - с должностных лиц; - 5 000 -15 000 руб. - с организаций. При просрочке от 10 до 30 дней штрафуют на 2 000 -3 000 руб. и на 20 000 -30 000 руб. соответственно. Свыше 30 дней - на 4 000 -5 000 руб. (для должностных лиц) и на 40 000 -50 000 руб. (для организаций).

Важные моменты при составлении доверенностей

Доверенность является одним из самых простых юридических документов. Тем не менее, на практике при составлении и применении доверенностей может возникнуть немало проблем. В основном они связаны с невнимательностью, причиной которой служит большое количество доверенностей в компании. Во избежание спорных ситуаций необходимо установить жесткий контроль за выдачей доверенностей и четко регламентировать порядок работы с ними. Вот основные ошибки, связанные с доверенностями.

1. Отсутствие полномочий на выдачу доверенности

Устав компании может предусматривать особые требования к порядку выдачи некоторых доверенностей. Особый порядок, в отличие от обычного порядка, когда доверенность выдает единоличный исполнительный орган, предполагает наличие решения совета директоров или наблюдательного совета для выдачи доверенности. Такие доверенности, как правило, предусматриваются для осуществления крупных сделок или на участие в общих собраниях участников обществ, в которых организация имеет долю. В случае отсутствия решения совета директоров доверенность признается недействительной, а все действия, совершенные по такой доверенности могут быть оспорены (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.07.2007 №А20-1199/2007).

2. Ошибки в обязательных реквизитах доверенности

В ст. 185 Гражданского кодекса РФ установлены обязательные сведения, которые должны быть указаны в доверенности. Это конкретные полномочия, для осуществления которых выдана доверенность, данные о представляемом и представителе, подпись лица, выдавшего доверенность, печать компании, если доверенность выдается от лица организации, дата выдачи доверенности. Отсутствие любого из этих реквизитов влечет ничтожность доверенности.

Помимо перечисленных обязательных реквизитов нужно упомянуть, что для доверенностей, выданных для голосования на общем собрании акционеров или участников общества, Федеральным законом от 26.12.95г. №95-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральным законом от 08.02.98г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» прямо предусмотрена необходимость указания паспортных данных представителя и представляемого. В доверенности на участие в общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью также необходимо указывать место жительства представителя и представляемого. При отсутствии этих сведений доверенность признается ничтожной (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.12.07 по делу №А73-4442/2006-38).

Также важно заметить, что нежелательно применение факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования. Это связано с отсутствием у судов единого мнения по поводу применения такой практики. Чтобы обезопасить себя лучше проставлять в доверенностях только собственноручную подпись.

Читать подробнее...

Обособленное подразделение: постановка на учет и особенности исчисления и уплаты налогов в ОП

Уведомление налогового органа об открытии обособленного подразделения

Если фактический адрес, по которому находится и ведет свою деятельность организация, не соответствует юридическому – согласно учредительным документам, то у вас создано обособленное подразделение с точки зрения налогового законодательства.

Признаки обособленного подразделения:

  1. Территориальная обособленность от организации (юридический адрес).
  2. Оборудованы стационарные (срок более одного месяца) рабочие места (работник должен находиться там, место - под контролем работодателя).

При этом обособленное подразделение может быть:

  1. Отражено в учредительных документах – в виде филиала или представительства.
  2. Не отражено в учредительных или иных организационно-распорядительных документах.

Независимо от этого по налоговому законодательству у организации есть обособленное подразделение.

Это влечет за собой обязанность организации встать на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения (место осуществления организацией деятельности через свое обособленное подразделение) (п.1 ст.83 НК РФ).

Отражение/не отражение в учредительных документах влияет только на порядок наших действий по уведомлению налогового органа об открытом подразделении:

  • - если ваша организация открыла филиал или представительство, то делать вам ничего не нужно - информация в налоговую попадает автоматически из ЕГРЮЛ (изменения же вносятся в учредительные документы, соответственно информация заносится в ЕГРЮЛ);
  • - если же в учредительных документах ничего не меняется, а вы, например, заключаете договор аренды по адресу, отличному от юридического, у вас возникает обязанность по сообщению сведений налоговому органу.

В какую ИФНС сообщать об открытии обособленного подразделения (далее – ОП)?

Раньше нужно было представить извещение о создании ОП в инспекцию по его местонахождению. Сейчас этого делать не нужно — сообщение об открытии необходимо передать в свою основную ИФНС (то есть, по месту регистрации головного офиса) в течение месяца со дня открытия (п.п.3 п.2 ст.23 НК РФ). Формы сообщений утверждены Приказом ФНС РФ от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ "Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".

Читать подробнее...

Оформление транспортной накладной и иных документов поставщиком при доставке товаров покупателям


Новое. 22.08.2012

Тринадцатый ААС рассмотрев 22 августа 2012 г. дело № А56-11128/2012, вынес постановление.

Суд указал, что отсутствие товарно-транспортной накладной при наличии остальных документов на товар не может быть основанием для непринятия расходов. Тем более, что ТТН является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, а не факт его приобретения.



Пунктом 1 ст. 510 ГК РФ установлено, что доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. Если в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику.

При этом получателем товара может выступать либо сам покупатель товара, являющийся стороной договора поставки, либо третье лицо, указанное покупателем в договоре поставки в качестве получателя.

Как правило, доставка товаров в пределах одного города осуществляется посредством автомобильного транспорта.

Доставку товаров поставщик может осуществлять как собственными силами, так и возложить на перевозчика, заключив с ним договор перевозки.

Обратите внимание, что в соответствии с п.6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа.

Таким образом, в договоре поставки стороны должны согласовать порядок доставки товара (кто несет за нее ответственность) и оговорить момент, когда обязанность поставщика по передаче товара считается исполненной. В зависимости от указанных обстоятельств строится бухгалтерский и налоговый учет транспортных перевозок в рамках договора купли-продажи у поставщика (продавца) и покупателя.

Нас интересует случай, когда поставщик осуществляет в соответствии с договором поставки доставку товаров до покупателя или грузополучателя. Если покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя - услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

С точки зрения влияния на порядок оформления документов и отражения операций в учете, давайте разберем такие ситуации в учете транспортных перевозок:

1. Доставка осуществляется собственным транспортом:

    • стоимость доставки товаров до места разгрузки включается поставщиком в цену товаров;
    • стоимость доставки оплачивается отдельно сверх цены товаров.

2. Доставка осуществляется силами привлеченного перевозчика.

Данные ситуации нужно урегулировать в договоре во избежание проблем с налоговыми органами.

Читать подробнее...

НДФЛ с отпускных

Какой датой организация - налоговый агент обязан перечислять в бюджет НДФЛ, удержанный с выплаченных работнику отпускных? Это вопрос спорный. Существует две точки зрения.

Позиция 1. Перечисляем НДФЛ с отпускных при их выплате

НДФЛ, удержанный с отпускных, нужно перечислять в бюджет не позднее дня получения в банке денежных средств на выплату отпускных, либо в день перечисления денег со счета налогового агента на счет налогоплательщика (или по его поручению на счет третьих лиц в банках), а если деньги выплачены работнику из кассы за счет имеющихся там наличных, то в день получения работником денег, или на следующий за ним день (п. 6 ст. 226 НК РФ). Положения абз. 1 п.2 ст. 223 НК РФ, согласно которому при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход, в данной ситуации неприменимы, т.к. отпускные не относятся к оплате труда в связи с тем, что на основании ст. 106 и 107 ТК РФ отпуск - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей (письмо Роструда от 24.12.2007 №5277-6-1).

Такой позиции придерживаются и чиновники Минфина и ФНС (письма ФНС России от 10.04.2009 №3-5-04/407@, УФНС России по г. Москве от 23.03.2010 №20-15/3/030267@ и Минфина России от 06.03.2008 №03-04-06-01/49).

При перечислении НДФЛ таким способом претензий к вам у налоговиков не будет.

Позиция 2. Перечисляем НДФЛ с отпускных в последний день месяца, когда налог будет начислен

НДФЛ, удержанный с отпускных, следует перечислять в бюджет по аналогии с заработной платой – в последний день месяца, за который начислен доход. Основание – п.2 ст. 223 НК РФ во взаимосвязи с п.6 ст. 226 НК РФ. В последнее время и суды приходят к выводу, что отпускные – одна из составляющих оплаты труда и они становятся доходом работника в последний день месяца, за который они начислены.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2011 №А27-17765/2010 и Постановление ФАС Северно-Западного округа от 26.09.11 №А27-16788/2010 тому подтверждение.

Аргументы судов сводятся к следующему: Статьей 114 ТК РФ предусмотрено предоставление работникам ежегодного отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Из приведенных норм следует, что оплата отпуска относится к заработной плате работника, что подтверждается также статьей 136 ТК РФ, которая предусматривает порядок, место и сроки выплаты заработной платы, в том числе определяя срок оплаты отпуска.

Таким образом, при определении даты фактического получения дохода в виде отпускных следует руководствоваться п.2 ст. 223 НК РФ. То есть организация должна перечислить НДФЛ с отпускных одновременно с налогом, удержанным из зарплаты работников при окончательном расчете за месяц, в котором выплатила отпускные.

При применении этого варианта возможны споры с налоговой. Но вероятность того, что вам удастся отстоять свою правоту, опираясь на уже существующие решения судов, велика.

Проверка контрагента - основные и дополнительные документы, (запрашиваемые самостоятельно) в целях проявления должной осмотрительности

Значение документа

Требования к документу

Примечания

Основные документы, которые нужно запросить у контрагента

Свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет

Подтверждает регистрацию и постановку контрагента на учет в налоговом органе

Нотариальная либо заверенная контрагентом копия

С помощью ИНН, ОГРН, которые содержатся в этих документах можно проверить на сайте www.nalog.ru реальный факт существования контрагента.

Выписка из ЕГРЮЛ

Позволяет выявить:

-актуальную на дату проверки редакцию устава контрагента;

-ФИО единоличного исполнительного органа;

-виды деятельности

Оригинал или нотариально заверенная копия

Информацию о контрагенте можно узнать, получив выписку самостоятельно либо в электронном виде на сайте www.egrul.nalog.ru. Выписка должна быть без исправлений и приписок, а получить ее лучше всего за 5-10 дней до даты заключения договора.

Устав (со всеми изменениями и дополнениями)

Позволяет определить:

-наличие ограниченной правоспособности компании;

-порядок избрания (назначения), компетенцию и срок полномочий единоличного исполнительного органа (директора);

-перечень сделок, требующих одобрения;

-ограничение срока создания общества

Нотариальная либо заверенная контрагентом копия

Суд, признавая договор недействительным (ст. 174 ГК РФ), указал, что если в преамбуле договора есть ссылка на устав контрагента, то это может расцениваться как ознакомление с уставом в части определения компетенции лица, заключающего сделку (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.05.10 по делу № А33-2075/2009). Но это основание не может являться единственным доказательством того, что компания знала или заведомо должна была знать об ограничениях полномочий, указанных в уставе (п.5 постановления Пленума ВАС РФ от14.05.98 №9, постановление ФАС Московского округа от 21.05.10 по делу № А40-106901/09-25-433)

Лицензия или свидетельство о членстве в СРО (свидетельство о допуске к определенным видам работ)

Подтверждает возможность заключения и исполнения договора

Нотариальная либо заверенная контрагентом копия

Проверить лицензию можно на сайте госоргана, который ее выдал, либо путем направления официального запроса в госорган (СРО)

Решение (протокол) о назначении (избрании) единоличного исполнительного органа

Позволяет определить ФИО генерального директора контрагента либо состав коллегиального исполнительного органа и срок полномочий

Нотариально либо заверенная контрагентом копия или выписка из решения (протокола)

Если сделку заключило неуполномоченное лицо, то она считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица (ст. 183 ГК РФ). Но в случае превышения полномочий органом юридического лица при заключении сделки она может быть признана недействительной (ст. 168, 174 ГК РФ) (информационное письмо ВАС РФ от 23.10.00 №57 «О некоторых вопросах практики применения статьи 183 ГК РФ»)

Положение о филиале или представительстве

Позволяет определить полномочия филиала (представительства)

Нотариальная либо заверенная контрагентом копия

Ст. 182, 183 ГК РФ

Доверенность (если от имени контрагента действует представитель по доверенности, а не директор)

Подтверждает полномочия лица, совершающего сделку от имени контрагента

Оригинал либо заверенная контрагентом копия

Полномочия сотрудника должны быть указаны в доверенности и не могут основываться только на указаниях, содержащихся в положении о филиале или представительстве (Постановление ФАС Центрального округа от 07.07.2010 по делу № А14-16787/2009/534/36)

Бухгалтерский баланс (налоговая декларация по НДС) на последнюю отчетную дату

Позволяет определить стоимость активов с целью выяснения, является ли сделка для контрагента крупной, и установить, отчитывается ли контрагент в налоговой и имеются ли у него активы на балансе

Заверенная контрагентом копия

Можно представить запрос о получении баланса в налоговую. Скорее всего, налоговики откажут, ссылаясь на налоговую тайну. Но факт обращения за получением данных о платежеспособности контрагента (запрос с отметкой налоговой и отказ от предоставления сведений) будет указывать на проявление должной осмотрительности. Еще можно узнать данные о бухгалтерской отчетности контрагента в Росстате (п.1 ст.15 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»)

Дополнительные документы, которые можно запросить у контрагента

Паспорт лица, выступающего от имени компании-контрагента

Необходим для удостоверения личности генерального директора или представителя, выступающего от имени контрагента на основании доверенности

Заверенная контрагентом копия

Несмотря на то, что паспорт содержит персональные данные, в налоговых делах суды часто указывают, что желательно проверить паспорт руководителя контрагента (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.09.09 по делу № А19-1501/09). Действительность паспорта можно уточнить на сайте www.fms.gov.ru , а информацию о его владельце – в списке дисквалифицированных лиц и массовых заявителей на www.nalog.ru

Документы, подтверждающие местонахождение контрагента (свидетельство о праве собственности на помещение, договор аренды, гарантийное письмо от контрагента с подтверждением адреса)

Подтверждает, что компания в действительности осуществляет деятельность по определенному адресу

Заверенная контрагентом копия

Можно проверить на сайте www.nalog.ru, не находится ли контрагент по адресу массовой регистрации. Но его наличие в списке еще не говорит о том, что компания реально не находится по этому адресу (в нем указаны, напhимер, многие бизнес-центры)

Список участников общества

Позволяет выяснить персональный состав участников с целью выявления заинтересованности в совершении сделки и оплату долей участниками общества

Заверенная контрагентом копия (или оригинал выписки из списка участников)

Выписка из списка участников не является документом, подтверждающим права на долю. В соответствии с пунктом 5 статьи 31.1 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в случае несоответствия данных, указанных в списке участников, сведениям из ЕГРЮЛ приоритет имеют сведения из ЕГРЮЛ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.02.11 по делу № А01-557/2010)

Сертификат системы менеджмента качества (ISO)

Подтверждает, что в компании установлена система менеджмента качества

Заверенная контрагентом копия

Вообще сертификация не является обязательной, но внутренними документами компании может быть установлен приоритет сотрудничества с контрагентами, у которых внедрена такая система

Карточка (анкета) контрагента

Позволяет иметь в наличии основную информацию о компании-контрагенте

Оригинал (с подписью генерального директора)

Обычно компании направляют контрагенту для заполнения карточку (анкету). В ней содержатся основные сведения о контрагенте, например название компании, ИНН, КПП, телефон, e-mail, а также информация о том, кто имеет право подписывать документы, и образец его подписи

Иные документы, подтверждающие осмотрительность

Проверка контрагента по общедоступным ресурсам (реестрам) в Интернете

Справка о результатах проверки контрагента с указанием запрашиваемых (проверяемых) ресурсов в Интернете, с указанием даты проверки за подписью должностных лиц (работников) организации, проводивших проверку.

Объектами проверки могут являться любые общедоступные ресурсы, например: -реестр уведомлений о начале предпринимательской деятельности (www.notice.crc.ru); - банк данных исполнительных производств (www.fssprus.ru); - картотека арбитражных дел ВАС РФ(www.kad.arbitr.ru); -реестр недобросовестных поставщиков(www.rnp.fas.gov.ru) и др. Доказательства такой проверки могут быть приняты арбитражным судом в качестве подтверждения должной осмотрительности (например, Постановление ФАС МО от 11.06.10 № КА-А40/5933-10)

Порядок действий при получении патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец

Действия

Возможные действия

Сроки

Статья

1

Подача заявки на выдачу патента в Роспатент

---

---

Ст. 1374 ГК РФ

2

---

Внесение изменений в документы заявки

До принятия решения по заявке

Ст. 1378 ГК РФ

3

---

Преобразование заявки на изобретение или полезную модель

До принятия решения по заявке

Ст. 1379 ГК РФ

4

---

Отзыв заявки

До регистрации изобретения

Ст. 1380 ГК РФ

5

Роспатент проводит формальную экспертизу заявки на изобретение

---

В течение двух месяцев со дня подачи заявки в Роспатент

пункт 13.3.1 Приказа Минобрнауки РФ от 29.10.2008 №328

6

Уведомление Роспатентом о положительном результате формальной экспертизы

Если заявка на изобретение не соответствует требованиям к документам заявки, Роспатент направляет заявителю запрос на

представление исправленных или недостающих документов

Незамедлительно после завершения формальной экспертизы

Ст.1384 п.3 ГК РФ

7

---

Заявитель представляет запрашиваемые документы или подает ходатайство о продлении срока

В течение двух месяцев со дня получения им запроса

Ст.1384 п.4 ГК РФ

8

Роспатент публикует сведения о заявке на изобретение, полезную модель, промышленный образец

---

Восемнадцать месяцев со дня подачи заявки

Ст. 1385 ГК РФ

9

Заявитель или третьи лица подают ходатайство о проведении экспертизы заявки по существу. Если ходатайство о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу не подано в установленный срок, заявка признается отозванной

---

В течение трех лет со дня подачи этой заявки

Ст. 1386 ГК РФ

10

Роспатент направляет заявителю отчет об информационном поиске

---

По истечении шести месяцев со дня начала экспертизы

Ст. 1386 п.3 ГК РФ

11

---

Роспатент запрашивает у заявителя дополнительные материалы

В процессе экспертизы заявки

Ст. 1386 п.5 ГК РФ

12

---

Заявитель предоставляет дополнительные материалы без изменения сущности изобретения

В течение двух месяцев со дня получения заявителем запроса

Ст. 1386 п.5 ГК РФ

13

Роспатент направляет заявителю уведомление о результатах проверки патентоспособности заявленного изобретения с предложением представить свои доводы по приведенным в уведомлении мотивам

---

До принятия решения о выдаче патента или об отказе в выдаче патента

Ст.1387 п.1 ГК РФ

14

---

Заявитель предоставляет доводы по приведенным в уведомлении мотивам

В течение шести месяцев со дня получения им уведомления

Ст.1387 п.1 ГК РФ

15

Роспатент направляет заявителю уведомление о соответствии условиям патентоспособности заявленного изобретения, полезной модели, промышленного образца

Роспатент направляет заявителю уведомление о несоответствии условиям патентоспособности заявленного изобретения, полезной модели, промышленного образца

До принятия решения о выдаче патента или об отказе в выдаче патента

Ст. 1387 п.1 ГК РФ

16

Роспатент принимает решение о выдаче патента

---

По окончании экспертизы

Ст. 1387 п.1 ГК РФ

17

---

Роспатент принимает решение об отказе в выдаче патента

По окончании экспертизы

Ст. 1387 п.1 ГК РФ

18

---

Оспаривание заявителем решения об отказе путем подачи возражения в палату по патентным спорам

в течение шести месяцев со дня получения решения

Ст. 1387 п.3 ГК РФ

19

Роспатент вносит изобретение, полезную модель, промышленный образец в соответствующий государственный реестр

---

На основании решения о выдаче патента

Ст. 1393 ГК РФ

20

Роспатент публикует в официальном бюллетене сведения о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец

---

На основании решения о выдаче патента

Ст. 1394 ГК РФ

Выбор объекта налогообложения при УСН

Если вы применяете упрощенную систему налогообложения и решили с 2012 года сменить объект налогообложения, то до 20 декабря 2011 года нужно уведомить об этом налоговый орган (форма №26.2-6, утверждена приказом ФНС РФ от 13.04.2010 №ММВ-7-3/182@). Объект налогообложения может изменяться ежегодно, с начала налогового периода. В течение года вы не можете менять объект налогообложения.

Как определиться с выбором объекта налогообложения?

На УСН предусмотрено два объекта налогообложения. Давайте рассмотрим особенности каждого объекта.

Объект «Доходы»

Объект «Доходы минус расходы»

Ставка налога (п.1,2 ст. 346.20 НК РФ)

6%

15%. Субъектами РФ ставка может быть снижена до 5%

Налоговая база (п.1 ст. 346.20 НК РФ)

Сумма доходов

Сумма доходов, уменьшенная на величину расходов

Особенности признания доходов (ст.346.17 НК РФ)

Кассовый метод – доход признается в момент поступления денежных средств на счет в банке или в кассу организации.

Особенности определения расходов (ст.346.17 НК РФ)

---

В общем случае признаются при одновременном соблюдении условий:

- поименованы в НК, перечень расходов закрытый!

- документально подтверждены

- экономически обоснованы (связаны с получением доходов)

- фактически оплачены

Сумма налога к уплате уменьшается (п.3 ст. 346.21 НК РФ)

На сумму страховых взносов и на выданные работникам пособия по временной нетрудоспособности (за счет собственных средств организации или ИП, а не за счет средств ФСС РФ). Сумма налога (авансовых платежей – в течение года) не может быть уменьшена более чем на 50%. Иными словами, величина налога при УСН на объекте «доходы» может уменьшиться с 6% до 3% от суммы дохода.

---

Необходимость уплаты минимального налога (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

---

Исчисляется и уплачивается за налоговый период (год).

Размер: 1% от суммы всех доходов

Уплата:

- если сумма исчисленного налога меньше, чем величина минимального налога.

- если получен убыток и сумма налога, исчисленного в общем порядке, равна нулю.

Налогоплательщики, уплачивающие минимальный налог привлекают внимание налоговых органов - как работающие с низкой рентабельностью, и возрастает вероятность включения организации или ИП в план выездных проверок.

Ведение книги учета доходов и расходов (приказ Минфина РФ от 31.12.2008 №154н)

Можно не заполнять разделы:

- графу 5 «расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» разд. I «доходы и расходы»;

- разд. II, который предназначен для расчета расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание) нематериальных активов;

- разд. III, отведенный для расчета убытка к списанию

Нужно заполнять все разделы

Право уменьшить налоговую базу на прошлые убытки (п.7 ст. 346.18 НК РФ).

Нет

Налоговую базу можно уменьшить по итогам года на сумму прошлых убытков, полученных при применении УСН с таким же объектом. Убыток может быть перенесен в течение 10 лет, следующих за налоговым периодом, когда он был получен. Ограничений по возможной сумме перенесенного убытка не установлено - их можно перенести целиком или частично на любой год из последующих девяти лет.

Чтобы определиться с объектом налогообложения в первую очередь нужно проанализировать свои расходы – есть ли они вообще, в принципе, можете ли вы их документально подтвердить, связаны ли они с вашими доходами. Если все это имеется, дальше оцените долю расходов в общей сумме доходов.

Если доля расходов, которые можно учесть в налоговой базе, в составе доходов составляет 60%, вам, исходя из величины налоговой нагрузки, совершенно все равно, какой выбирать объект налогообложения, т.к. сумма "упрощенного" налога все равно будет одинаковой - 6% величины полученных доходов. Если доля расходов в составе доходов составляет меньше 60%, вам целесообразно выбирать в качестве объекта налогообложения доходы.

Например,

В ООО или ИП доходы за год составили 20 млн. руб., а расходы, указанные в ст. 346.16 НК РФ, составили 10 млн. руб. Доля расходов в составе доходов составляет 50%. Рассчитаем налог:

- объект «доходы»: 20 млн. х 6% = 1,2 млн. руб.

- объект «доходы минус расходы» 20 млн.- 10 млн.= 10 млн. х 15% = 1,5 млн. руб.

В ООО или ИП доходы за год составили 20 млн. руб., а расходы, указанные в ст. 346.16 НК РФ, составили 12 млн. руб. Доля расходов в составе доходов составляет 60%. Рассчитаем налог:

- объект «доходы» 20 млн. х 6% = 1,2 млн. руб.

- объект «доходы минус расходы» 20 млн.- 12 млн.= 8 млн. х 15% = 1,2 млн. руб.

Если доля расходов в составе доходов составляет больше 60%, однозначного ответа на вопрос, какой следует выбрать объект налогообложения, дать нельзя. Сначала необходимо рассмотреть влияние страховых взносов на сумму налога при УСН при использовании в качестве объекта налогообложения доходов организации или предпринимателя.

Для организации (предпринимателя) не имеет значения, какой объект налогообложения выбирать, если:

- доля расходов в составе доходов составляет 80%;

- сумма страховых взносов равна или больше половины суммы налога при УСН при объекте "доходы".

При одновременном выполнении этих условий сумма налога составит 3% величины доходов независимо от выбранного объекта налогообложения.

Например,

Доходы ООО или ИП за год составляют 20 млн. руб., а расходы, указанные в ст. 346.16 НК РФ - 16 млн. руб. Доля расходов в составе доходов равна 80%.

Рассчитаем налог:

- объект «доходы»: 20 млн. х 6% = 1,2 млн. руб. Однако в этом случае можно уменьшить налог на сумму страховых взносов, но не более чем на 600 тыс. руб. (1,2 млн. руб. x 50%).

- объект «доходы минус расходы»: 20 млн. – 16млн.= 4млн. х 15% = 600 тыс. руб.

Таким образом, если сумма страховых взносов, уплаченных организацией за аналогичный период, составит не менее 600 тыс. руб., сумма налога будет одинаковой при любом объекте налогообложения.

Когда доля расходов в составе доходов находится в пределах от 60 до 80%, выбор объекта налогообложения зависит от величины страховых платежей. Сумма страховых взносов, в свою очередь, определяется совокупной суммой выплат физическим лицам по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам. Следует обратить внимание, что тарифы страховых взносов с 2012 года должны быть понижены.

Итак, организация или ИП определилась, какой объект налогообложения будет применять с нового года, надо подготовиться к смене объекта заранее, т.к. некоторые расходы лучше отразить в учете до нового года, а некоторые лучше учесть в новом году.

Читать подробнее...

Банки не обязаны предоставлять налоговым инспекторам всю информацию по контрагенту

Налоговики в рамках встречной проверки зачастую запрашивают информацию по определенному контрагенту у банков. Ведь в кредитной организации можно узнать много интересного о той или иной компании. Но, как оказалось, банки не обязаны предоставлять инспекторам всю информацию по контрагенту. Так 18 октября 2011г. решил Президиум ВАС РФ.

1. Право налоговых органов запросить информацию по контрагенту проверяемой компании у другой налоговой инспекции, в которой он состоит на учете, а также порядок запроса и представления документов для этого случая прописан в ст. 93.1 НК РФ и конкретизирован в приказе ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@. Процедура такова.

Налоговый орган направляет поручение об истребовании документов (информации) о деятельности проверяемого в инспекцию по месту учета организации – контрагента проверяемой фирмы. И уже эта инспекция, получив поручение, в течение пяти дней направляет его копию вместе с требованием о представлении документов или информации адресату.

Далее, если контрагент (иное лицо) обладает необходимыми сведениями, он либо представляет их в указанный в требованиях срок, либо ходатайствует о его продлении, например в связи с большим объемом документов. Если нужной информации у него нет, он сообщает об этом в письменном виде в налоговый орган, приславший требования.

В трехдневный срок с даты представления документов (либо с даты сообщения об их отсутствии) данные направляют в ИФНС, приславшую поручение.

Читать подробнее...

Проведение аттестации рабочих мест по новым правилам с 1 сентября 2011 г.

Изменения в законодательстве:

с 01 января 2014 г. Вместо аттестации рабочих мест работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда (СОУТ)

С 1 сентября 2011г. вступил в силу новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее - Приказ). Отметим, что в новом документе ряд положений повторяют Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569, но есть и существенные отличия и уточнения порядка проведения данного мероприятия.

Проведение аттестации рабочих мест согласно новому Приказу включает в себя основные моменты, которые мы и рассмотрим:

1. Обязанность по проведению аттестации рабочих мест возлагается на всех работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) не зависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

2. Аттестующие организации. Аттестация проводится аккредитованными в установленном порядке аттестующими организациями в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Работодатель привлекает такую организацию на основании договора гражданско-правового характера.

Важно отметить, что аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, проводящему аттестацию.

При этом при проведении аттестации работодатель обязан содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц.

В свою очередь, при проведении аттестации аттестующая организация:

Читать подробнее...

На заседании комиссии по НДС – доля налоговых вычетов и выбор «добросовестных» контрагентов

Если в вашей организации доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев (см. п. 3 Приложения №2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»), то руководителя и главного бухгалтера могут пригласить в налоговую инспекцию на заседание Комиссии по налоговым вычетам.

Показатель по вычетам анализируется в ходе камеральных проверок деклараций по НДС. Как самостоятельная форма налогового контроля вызов на комиссию НК РФ не предусмотрен.

Комиссия носит довольно внушающее название - Комиссии по рассмотрению деятельности налогоплательщиков, имеющих высокий удельный вес налоговых вычетов в сумме исчисленного налога на добавленную стоимость по налогооблагаемым объектам и имеющих минимальные платежи в бюджет. Ее заседания проводятся в целях проведения мониторинга по вопросу целесообразности включения организации в план налоговых проверок.

Налоговики высылают налогоплательщикам письмо, которым приглашают на заседание Комиссии и предлагают письменно пояснить, в связи с чем, у организации сложилась высокая доля вычетов по НДС.

*******************************************************************************************************************

На заседание Комиссии, состоящей из 3-х сотрудников, пришел директор организации-налогоплательщика и представитель нашей компании, осуществляющей бухгалтерское сопровождение. На заседание было представлено письменное объяснение - в связи с чем, у организации сложилась высокая доля вычетов по НДС.

Суть сказанного в объяснении заключалась в следующем.

Мы констатировали, что в отчетном квартале у организации доля налоговых вычетов, отраженных в декларации по НДС, превышает 90% в сумме налога, исчисленного с налогооблагаемой базы.

Объяснили указанное превышение уровнем закупочных цен на оборудование, оптовая торговля которыми является основным видом деятельности организации.

Также мотивировали невозможность сделать более высокую торговую наценку тем, что в таком случае организация не выдерживает конкуренцию с иными продавцами подобного оборудования, а также с ценами дилеров и официальных представителей. Указали, что снижение цены продажи позволяет выигрывать тендеры, например, и вообще, в принципе, осуществлять значительные для компании по объему поставки. Отметили, что компания готова идти на снижение рентабельности, если покупатель готов оплатить поставляемое оборудование либо авансом, либо непосредственно после отгрузки, поскольку получение денег сейчас очень важно в ситуации постоянного дефицита ликвидности, нехватки оборотных средств.

Читать подробнее...

Подача сведений о чистых активах с 01 января 2013 года

Изменения 04.04.2013

С 1 января 2012 года обязанность подавать в налоговую инспекцию сведения о размере чистых активов отменена. Соответствующие изменения в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон №129-ФЗ) внес Федеральный закон от 18.07.2011 №228-ФЗ.

Согласно Закону №228-ФЗ утратили силу положения Закона №129-ФЗ:
- о содержании сведений о чистых активов в ЕГРЮЛ (п.п."ф" п.1 ст. 5);
- о предоставлении ежеквартальных заявлений о чистых активах (п.5 ст. 17).

Новые нормы закона предусматривают, что с 2013 года сведения о размере чистых активов содержатся не в ЕГРЮЛ, а в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Этот реестр размещен в Интернете - www.fedresurs.ru.

Данные вносятся самим лицом непосредственно в Единый федеральный реестр сведений.

Читать подробнее...

Продажа товаров через систему EMS Почта России наложенным платежом

Многие компании осуществляют продажу товаров через систему EMS Почта России наложенным платежом. В этой связи у таких компаний могут возникнуть следующие вопросы:

1. Как квалифицировать такие операции?

2. Нужно ли применять ККТ?

3. Нужно ли соблюдать лимит расчета наличными?


1. Данный вид деятельности согласно п. 1 ст. 492 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) будет классифицироваться как розничная купля-продажа. Согласно ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Таким образом, покупателем может быть любой субъект гражданского права, т.е. любое физическое или юридическое лицо, приобретающее товар для целей, не связанных с предпринимательской.

2. Согласно ст. 2 Закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа
расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Почтовые переводы не являются наличными расчетами. То есть, покупатель рассчитывается с продавцом через почту, а почта перечисляет деньги на расчетный счет отправителя.

Этот вывод подтверждается и разъяснениями налоговой службы - см, например, письмо УФНС по г. Москве от 5 сентября 2007 г. № 22-12/84803.
Следовательно, организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере торговли товаров через почтовые организации без применения контрольно-кассовой техники.

3. Согласно Указанию Банка России от 20 июня 2007 года № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» расчеты наличными деньгами между юридическими лицами связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 000 рублей. Расчеты производятся между сторонами договора, «посредники» при передаче денежных средств не являются участниками расчетных отношений. Таким образом, при расчетах с физическими лицами посредством наложенных платежей сторонами расчетных отношений будут соответственно организация - продавец и физическое лицо - покупатель. Почта же в данном случае будет являться «посредником».
Следовательно, при расчетах по договорам с физическими лицами лимит устанавливаться не будет. При расчетах с юридическими лицами будет установлено ограничение в размере 100 000 рублей.

Бухгалтерская отчетность акционерных обществ на УСН – нужно ли предоставлять в налоговые органы?

Организации, применяющие УСН, освобождены от обязанности ведения бухучета. Исключение составляет учет основных средств и нематериальных активов (ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако акционерные общества, применяющие УСН, обязаны вести бухучет в полном объеме и составлять бухгалтерскую отчетность. Это обусловлено специальными нормами законодательства об акционерных обществах (п.1 ст.97 ГК РФ и ст.88 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Акционерные общества, в частности, должны:

- утверждать годовую бухгалтерскую отчетность на общем собрании акционеров (подп. 11 п.1 ст. 48 Закона №208-ФЗ)

- ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовую бухгалтерскую отчетность (абз. 2 п.1 ст. 97 ГК РФ, ст. ст. 88,90,92 Закона N 208-ФЗ);

- представлять ее акционерам (п.3 ст. 52, ст. 91 Закона N 208-ФЗ);

- определять чистую прибыль и стоимость чистых активов при выплате дивидендов акционерам (ст. 42 Закона N 208-ФЗ).

Данные нормы подлежат применению всеми акционерными обществами, включая общества, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности акционерного общества не исключает необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме в целях обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав, в том числе права получать информацию о деятельности акционерного общества.

Минфин России говорит об обязанности акционерных обществ вести бухгалтерский учет и составлять отчетность.

Письмо N 03-11-05/1 от 21.06.2005: открытое акционерное общество, применяющее упрощенную систему налогообложения, в целях определения чистой прибыли и стоимости чистых активов обязано вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность по общеустановленной форме и представлять эту отчетность по требованию акционеров.

Письмо Минфина РФ от 10.05.2011 N 03-11-11/115: нормы законодательства Российской Федерации об акционерных обществах обязывают акционерное общество вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность общества, а также утверждать распределение прибылей и убытков по результатам финансового. Указанные нормы подлежат применению всеми акционерными обществами, в том числе применяющими упрощенную систему налогообложения.

Конституционный Суд РФ в Определении от 13.06.2006 N 319-О указывает на необходимость составления бухгалтерской отчетности:

"...Особенности открытого акционерного общества, как наиболее сложной формы организации бизнеса, при том что его участником может стать любое лицо, требуют публичного ведения дел, в том числе обязательной ежегодной открытой публикации для всеобщего сведения годового отчета, бухгалтерского баланса и счетов прибылей и убытков, подтвержденных независимым аудитом. Содержащаяся в этих документах информация не является коммерческой тайной, а ее представление (как акционерам, так и прочим лицам) невозможно без составления бухгалтерской отчетности. Освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности открытого акционерного общества не исключает, таким образом, необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме в целях обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав, в том числе права получать информацию о деятельности акционерного общества..."

Таким образом, и Министерство финансов и Высшая судебная инстанция обращаются к нормам законодательства, регулирующим деятельность акционерных обществ, и говорят об обязанности акционерных обществ на УСН вести бухгалтерский учет и готовить отчетность.

Об обязанности ведения учета говорит нам и последнее письмо Минфина от 13 сентября 2011 г. N 03-11-06/2/127:

Читать подробнее...

Выездная проверка: проверяющие должны подтвердить факт нарушения налогового законодательства

С 09 октября 2011 года вступили в силу изменения в Требования к составлению Акта налоговой проверки (далее - Требования), утвержденные Приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@.
Теперь к акту выездной налоговой проверки, который вручается проверенному лицу или его представителю, должны прилагаться:
- документы, подтверждающие факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки,
- ведомости, таблицы и иные материалы. В этом случае в тексте акта приводится изложение существа нарушений со ссылкой на конкретные нормы Кодекса или иных нормативных правовых актов, нарушенные проверенным лицом, а также общее количественное (суммовое) выражение последствий указанных нарушений и делается ссылка на соответствующие приложения к акту. При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных нарушений с указанием: периода, к которому они относятся; наименования, даты и номера документа, по которому совершена соответствующая операция; сущности операции; количественное (суммовое) выражение последствий нарушения. Каждое из указанных приложений должно быть подписано составившим его проверяющим либо руководителем проверяющей группы (бригады).
Подтверждающие документы должны прикладываться к актам, вручаемым после 9 октября 2011 года, независимо от периода, за который проводилась выездная налоговая проверка.
При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.
Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Ранее налоговые органы отказывали налогоплательщику в выдаче таких документов на основании пункта 1.15 Требований, согласно которому соответствующие материалы проверки и документы, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах, являются документами для служебного пользования.
Решением ВАС РФ от 24.01.2011 № ВАС-16558/10 данное положение было признано противоречащим Налоговому кодексу РФ. В этой связи внесены изменения в названные Требования, в том числе упомянутый пункт 1.15 признан утратившим силу.
В налоговом органе остаются на хранении документы для служебного пользования – их состав остался неизменным:
1. экземпляр акта налоговой проверки,
2. документы, относящиеся к налоговой проверке:
- решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
- решение о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);
- решение о приостановлении и возобновлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);
- решение о продлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);
- требование о представлении документов;
- решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов (при наличии);
- акт инвентаризации (в случае проведения инвентаризации);
- разделы актов проверок филиалов (представительств);
- документы (информация), истребованные в ходе проверки;
- заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);
- протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
- справка о проведенной проверке;
- документы, подтверждающие факт вручения либо направления справки о проведенной проверке, а также акта налоговой проверки налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или его представителю;
- копии первичных документов, регистров налогового и бухгалтерского учета, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, заверенных в установленном порядке;
- иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и для принятия обоснованного решения по результатам проверки.
Таким образом, спустя 8 месяцев Федеральная налоговая служба наконец-то привела в соответствие с НК свой ведомственный нормативный акт, который как обычно ущемлял права налогоплательщиков. Конечно, зачем же им видеть доказательства выявленных нарушений? Это должно быть скрыто от глаз под грифом «ДСП».
Что ж, хоть и пустячок, но, все равно, приятно. Изучайте теперь подтверждающие документы и не забывайте, что и у вас есть права помимо обязанностей!

Как проявить должную осмотрительность при выборе контрагента и защитить реальность хозяйственных операций

При заключении сделок с контрагентами мы не всегда проводим работу по выяснению минимальной информации о правомерности осуществления своих действий контрагентом. Иначе говоря, мы не всегда интересуемся такими важными вопросами как:

- является ли контрагент действующим юридическим лицом, зарегистрированным в порядке, предусмотренным действующим законодательством;

- правомочен ли руководитель контрагента на заключение договора с налогоплательщиком;

- имеет ли контрагент соответствующие ресурсы (физические и материальные) для выполнения работ или оказания услуг, предусмотренных договором, заключаемым между налогоплательщиком и контрагентом, а в случае отсутствия таких ресурсов, заключены ли между контрагентом и иными подрядными организациями соответствующие договоры;

- имеет ли контрагент соответствующие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности (в случае необходимости);

- является ли контрагент добросовестным налогоплательщиком.

Однако обширная судебная практика выявляет острую необходимость в получении налогоплательщиком как можно большей информации о контрагенте, тем самым подтверждая проявление должной осмотрительности и опровергая возможные обвинения со стороны налоговых органов в получении необоснованной налоговой выгоды.

Какие основные претензии предъявляют налоговые органы к налогоплательщику, что же является необоснованной налоговой выгодой и должной осмотрительностью налогоплательщика, какие действия необходимо осуществить налогоплательщику, чтобы проявить необходимую должную осмотрительность?

Читать подробнее...

Берем транспортное средство в аренду у своего работника

Многие организации сталкиваются с необходимостью получения в пользование транспортных средств и зачастую обращаются к своим же работникам, предлагая заключить договор аренды транспортного средства.

Отношения, возникающие из договора аренды транспортного средства, регулируются § 3 «Аренда транспортных средств» Гражданского кодекса РФ (часть 2). При этом указанный параграф разделен на 2 раздела:

1. Аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

2. Аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа).

В настоящей статье предлагаем рассмотреть порядок налогообложения расходов и доходов по договору аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (без экипажа), заключенного между работодателем (арендатор) и работником (арендодатель).

Налог на прибыль.

В силу п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются любые экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), понесенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, затраты Арендатора, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим лицом, в том числе затраты на приобретение ГСМ для обеспечения работы данного автомобиля исходя из фактического пробега автомобиля (с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и стоимости его приобретения), а также затраты на приобретение запасных частей могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, изложенным в п. 1 ст. 252 НК РФ (пп. 10 и 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письма Минфина России от 29.11.2006 № 03-03-04/1/806, от 02.10.2006 , от 15.10.2008 № 03-03-07/24, УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 № 20-12/29007). Есть также и судебные решения, которые подтверждают эту позицию (Определение ВАС РФ от 14.08.2008 № 9586/08, Постановления ФАС Центрального округа от 04.04.2008 по делу № А09-3658/07-29, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2008 № 17АП-636/2008-АК).

Читать подробнее...

Переоценка основных средств: сравнение порядка в 2011 и 2010 г.г.

В 2010г переоценка проводится на начало отчетного года. (п.15 ПБУ 6/01 в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 №156н)

Организация провела переоценку основных средств по состоянию на 1 января 2010 г. При формировании бухгалтерской отчетности за 2009 г. переоцененную стоимость основных средств она не учитывала и не отражала в итоговых остатках бухгалтерского баланса, составленного по состоянию на 31 декабря 2009 г. Впервые основные средства по этой стоимости организация указала в бухгалтерском балансе, представленном за I квартал 2010 г. (во вступительных остатках на 1 января 2010 г.).

Обратите внимание: впоследствии организации придется регулярно переоценивать свои основные средства, входящие в группу однородных объектов, чтобы их балансовая стоимость существенно не отличалась от реальной стоимости (п. 15 ПБУ 6/01).

Компания самостоятельно определяет, как часто она будет переоценивать объекты основных средств. Так, в учетной политике, применяемой для целей бухучета, она вправе указать, что перечисленные выше объекты будут переоцениваться раз в три года.

По объектам основных средств переоценке подлежит не только стоимость самих основных средств, отражаемая на счете 01 "Основные средства", но и амортизация, начисленная за все время их эксплуатации и учтенная на счете 02 "Амортизация основных средств" (п.15 ПБУ 6/01).

В бухгалтерском учете сумма дооценки объекта основных средств (то есть разница между его текущей рыночной стоимостью и балансовой стоимостью, по которой объект числился в бухгалтерском учете до переоценки) зачисляется в добавочный капитал организации. Иными словами, эта сумма отражается записью по дебету счета 01 в корреспонденции с кредитом счета 83 "Добавочный капитал".

На 01.01.2010г

Дебет 01 Кредит 83- отражена дооценка первоначальной стоимости основных средств;

Дебет 83 Кредит 02 - отражена дооценка начисленной амортизации по объектам основных средств

Д-т 84 К-т 01-1 отражена уценка первоначальной стоимости объекта;

Д-т 02-1 К-т 84 - отражена сумма уменьшения накопленной амортизации.

Примечание. При выбытии объекта основных средств (нематериального актива) сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации (со счета 83) на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) - счет 84.

В налоговом учете при ОСНО результаты переоценки не учитываются. Сумма дооценки (уценки) не признается доходом (расходом) для целей налогообложения прибыли, не включается в стоимость амортизируемого имущества и не учитывается при начислении амортизации (п.1 ст.257 НК РФ).

Если организация применяет УСН, то на расчет налоговой базы результаты переоценки основных средств не влияют. Объясняется это тем, что суммы дооценки (уценки) стоимости основных средств не включены в состав доходов (расходов), учитываемых для целей налогообложения (ст.ст. 346.15 и 346.16 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в п.1 Письма Минфина России от 20 января 2006 г. N 03-11-04/2/9.

Если же организация платит ЕНВД, то объектом обложения является вмененный доход (п.1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому суммы дооценки (уценки) стоимости основных средств на расчет налоговой базы не влияют.

В свою очередь, если организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД, то основное средство может использоваться в деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности, с которой организация платит налоги по общей системе налогообложения. В этом случае для целей расчета налога на имущество остаточную стоимость основного средства с учетом его переоценок нужно распределить (п.7 ст. 346.26 НК РФ). Стоимость основного средства, используемого в одном виде деятельности организации, распределять не нужно.

При этом результаты переоценки основных средств учитываются при расчете налога на имущество. Связано это с тем, что налоговая база по налогу на имущество определяется как остаточная стоимость основного средства, сформированная по данным бухучета (п.1 ст. 375 НК РФ). То есть с учетом его переоценок.

Читать подробнее...

Швейцария и Германия решили вопрос ухода от налогов - уклонисты вернут деньги анонимно

Швейцария и Германия наконец-то определились, как решить вопрос налоговых уклонистов, скрывающих средства в швейцарских банках. Страны подписали договор, регулирующий порядок налогообложения средств, которые граждане Германии хранили за границей.

По предварительным оценкам, на счетах налоговых уклонистов из Германии находится в общей сложности от 130 до 180 млрд евро. Из-за швейцарской банковской тайны у налоговых служб Германии до сих пор не было возможностей вернуть налоги в бюджет.

Договор, который вступит в силу 1 января 2013 года, обяжет швейцарские банки передать от 19 до 34 процентов от находящихся на счетах сумм немецким налоговикам. Банки уже согласились выплатить Германии авансовый платеж в размере около €1,7 млрд.

Соглашение также предусматривает введение с 2013 года налога в размере около 26,4%, который будет распространяться на доходы по вкладам, дивиденды и другие активы, имеющиеся у резидентов Германии в Швейцарии.

Соглашение стало компромиссом между двумя странами, в отношениях которых наблюдался рост напряженности из-за вопроса о налоговых уклонистах. Соглашение выгодно как Германии, которая получит в бюджет невыплаченные налоги, так и Швейцарии, которой не придется нарушать закон о банковской тайне.

Власти двух стран предоставили возможность уклонистам избежать ответственности — уклонисты смогут выполнить платеж в пользу властей Германии анонимно. Решение об анонимности выплат уже вызвало критику со стороны представителей немецкой оппозиции.

Напомним, что в конце августа текущего года аналогичное соглашение было подписано Швейцарией и Великобританией. Переговоры по вопросу решения проблемы налоговых уклонистов Швейцария ведет и с властями Греции.

Соглашению между Германией и Швейцарией пока только предстоит рассмотрение в немецком парламенте.

Источник. Право.ru

Глава Счетной палаты Сергей Степашин предлагает Госдуме разработать критерии для определения фирм-однодневок

Глава Счетной палаты Сергей Степашин предлагает Госдуме разработать критерии для определения фирм-однодневок. С такой инициативой он выступил на пленарном заседании нижней палаты парламента по вопросу исполнения федерального бюджета за 2010 год.

"Необходимость сокращения дефицита бюджета делает необходимым более активное использование имеющихся резервов. К таковым можно отнести, например, совершенствование законодательства в сфере регистрации юридических лиц с целью пресечения уклонения от уплаты налогов с помощью так называемых фирм-однодневок", - говорится в докладе Степашина. По данным главы Счетной палаты, на 1 января текущего года в России прекратили свою деятельность около 2 млн юридических лиц, в Москве зарегистрировано более 40 тыс. организаций по адресам так называемой массовой регистрации. Как отметил председатель палаты, наблюдается тенденция активной перерегистрации в других регионах организаций – должников по налогам.

Источник. ИА «ГАРАНТ»

МВФ разочаровался в экономике России

Международный валютный фонд (МВФ) резко снизил прогноз по росту ВВП России на ближайшие годы. Это произошло из-за замедления темпов мировой экономики и снижения цен на нефть. По оценкам фонда, в этом году рост ВВП РФ составит 4,3%, а в следующем замедлится до 4,1%.

Однако еще в июне МВФ оценивал Россию более оптимистично. Так, на 2011 год фонд ожидал роста российской экономики на 4,8%, а в 2012 году — на 4,5%. Однако осенью прогноз был резко ухудшен. Помимо невысоких цен на нефть в России невелик приток капитала. А именно он мог бы подхлестывать кредитование, спрос и экономический рост, говорится в ежегодном докладе МВФ «Перспективы развития мировой экономики».

Оттоку капитала из страны способствует политическая неопределенность в преддверии выборов, а также неблагоприятный инвестклимат, отмечает МВФ. Помимо этого свою роль играет некрепкая финансовая система. «В России финансовая система остается слабой из-за высокой доли неработающих активов и неадекватного создания резервов», — отмечается в докладе. По мнению экспертов МВФ, необходимо ликвидировать пробелы в законодательстве, в том числе совершенствовать надзорные полномочия ЦБ, передает РБК.

МВФ оценил и весь регион СНГ. Он крайне зависим от мировой экономики. «Цены на сырье определяют благосостояние крупнейших стран региона, а иностранный капитал имеет важнейшее значение для роста инвестиций и внутреннего потребления», — отмечают авторы доклада. В результате экономические успехи или неудачи этих стран (особенно России) отражаются на всех остальных экономиках, в частности, через перечисления рабочих и гастарбайтеров.

Фонд призвал страны СНГ провести структурные реформы, чтобы укрепить свои экономики перед возможными шоками (к примеру, снижением цен на нефть). МВФ отмечает, что Азербайджан, Киргизия и Россия уже начали ужесточать монетарную политику и требования к резервам и ликвидности. Однако они делают это не так быстро, как того требует ситуация.

Источник. РБКdaily

ЦБ РФ ожидает притока частного капитала в 2012г.

Банк России ожидает перелома тенденции оттока частного капитала за границу начиная с 2012г. при цене на нефть в диапазоне 100-125 долл./барр. Об этом говорится в материалах правительства к заседанию 21 сентября 2011г., на котором будут рассмотрены основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012г. и на плановый период 2013-2014гг.При выборе целей и инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ рассматривает три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2012-2014гг. В рамках первого варианта предполагается снижение в 2012г. среднегодовой цены на российскую нефть до 75 долл./барр. и ожидается прирост ВВП на уровне 3,3%. В качестве второго варианта используется прогноз правительства, положенный в основу проекта федерального бюджета. Этот вариант предусматривает, что в 2012г. цена на российскую нефть может составить 100 долл./барр., а прирост ВВП - 3,7%. Третий вариант основывается на цене на нефть в 125 долл./барр., а прирост ВВП планируется на уровне 4,7%. Если будет реализован второй или третий сценарий, ожидается устойчивый прирост притока капитала в последующие годы на уровне 10-15 млрд долл. в год. Вместе с тем сальдо счета текущих операций в 2013-2014гг., вероятней всего (согласно первому и второму прогнозным вариантам), переместится в область отрицательных значений. В 2013-2014гг. увеличение ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5-4,8%. Основной задачей курсовой политики Банка России на 2012-2014гг. декларируется последовательное сокращение прямого вмешательства ЦБ РФ в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. В предстоящий трехлетний период ЦБ РФ завершит переход к таргетированию инфляции, планируя снизить ее до 4-5% в годовом выражении в 2014г.

Источник. РБК

Госдума приняла закон о праве депутатов избираться в Совет Федерации

Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, разрешающий губернаторам и региональным парламентам избирать своих представителей в Совет Федерации из числа депутатов федерального уровня, минуя процедуру их участия в региональных и муниципальных выборах. Соответствующие изменения вносятся в федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации".

При этом депутат Госдумы может быть выдвинут в члены Совета Федерации только от того региона, от которого он избирался в нижнюю палату парламента, говорится в документе.

Отметим, новые правила будут распространяться в том числе и на депутатов Госдумы V созыва. Как отмечается в заключении комитета Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству, предлагаемые изменения позволят обеспечить публичный характер избрания сенаторов. "Депутат Госдумы является лицом, прошедшим публичную процедуру избрания и представляющим не только органы госвласти субъектов РФ, но и непосредственно его население, а также обладает достаточным опытом работы в Госдуме как палате парламента страны", - отмечается в заключении профильного комитета.

Источник. РБК

Сообщения 286 - 310 из 360
Начало | Пред. | 10 11 12 13 14 | След. | Конец