Статьи

Камеральные проверки – новые случаи истребования документов

С 1 января 2014 года полномочия налоговиков при проведении камеральных проверок были расширены. Статья 88 НК РФ «Камеральная налоговая проверка» действует теперь в новой редакции. Изменения были внесены Федеральным Законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ и Федеральным Законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ.



Наравне с пояснениями по декларациям, в которых были выявлены ошибки, налоговый орган может запрашивать пояснения по убыточным декларациям и по уточненным декларациям, в которых сумма налога была уменьшена. Также инспекция может запрашивать первичные документы и регистры аналитического учета по уточненным декларациям, поданным позднее, чем через 2 года после истечения срока, если в них увеличен убыток или уменьшена сумма налога.


Теперь все правила по камеральным проверкам распространили также и на плательщиков сборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации.



Интересна проблема предоставления документов и пояснений по декларациям с убытком. В частности, в прежней редакции п.3 ст. 88 НК РФ у налоговых органов было лишь право требовать от налогоплательщика предоставления пояснений или внесения исправлений в случае выявления ошибок и (или) противоречий в декларациях.
[spoiler]


При этом часто возникали споры, касающиеся убыточных налоговых деклараций.



Примером является дело, рассмотренное Президиумом ВАС РФ (Постановление от 15.03.2012 № 14951/11).



Общество подало уточненную налоговую декларацию с уменьшением налога на прибыль в связи с заявлением не отраженных ранее убытков. Уточненная декларация была подана после проведения выездной налоговой проверки за данный период. По результатам проверки уточненной декларации налоговая инспекция потребовала в рамках доп. мероприятий налогового контроля предоставления первичных учетных документов, подтверждающих затраты общества. Общество документы не предоставило, в связи с чем, инспекцией была восстановлена к уплате в бюджет вся сумма излишне уменьшенного налога на прибыль. Общество обратилось в суд. Суды, в свою, очередь отказали в удовлетворении требования на основании отсутствия у общества подтверждающих расходы документов.



Однако ВАС РФ, со ссылкой на п.п. 3, 4 ст. 88 НК РФ (в прежней редакции) констатировал лишь право налогового органа требовать предоставления пояснений или внесения исправлений в случае ошибок или противоречий в документах (в т.ч. в декларациях – прим. авт.) и поскольку судами не исследовался вопрос о наличии противоречий между данными уточненной декларации и материалами выездной налоговой проверки, соответственно и о наличии у инспекции оснований для истребования документов, направил дело на новое рассмотрение.



В результате чего этот спор рассматривался повторно судами трех инстанций, и в конечном итоге в Постановлении ФАС МО от 29.04.2013 по делу А40-54354/10-4-301 было констатировано, что при проведении выездной налоговой проверки налоговому органу было известно о сумме убытков и что судами сделан обоснованный вывод о том, что ошибок и противоречий в представленных обществом сведениях, содержащихся в уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль, налоговым органом не выявлено. Действия инспекции по истребованию документов не соответствуют положениям ст.88 НК РФ и непредставление налогоплательщиком незаконно истребованных налоговым органом документов не может служить основанием для вынесения решения о восстановлении уменьшенных сумм налога.



Эти выводы очень наглядно показали налоговикам рамки их полномочий. В свете борьбы на государственном уровне с убыточными компаниями стало понятно, что нужны специальные нормы в статье 88 НК РФ в отношении убыточных деклараций, расширяющие эти рамки.

Новые ситуации истребования документов и пояснений
Права налоговых органов
Уточненная налоговая декларация:


Уменьшена сумма налога к уплате в бюджет
Запросить необходимые пояснения.
Срок - в течение пяти дней.
Пояснения можно представить заранее - в сопроводительном письме при подаче декларации. К ним можно приложить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета или иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию


Представлена по истечении двух лет со дня, установленного для подачи:
- уменьшена сумма налога к уплате в бюджет,
или
- увеличена сумма полученного убытка


Запросить необходимые пояснения.
Срок - в течение 10 дней.
Затребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
Убыточная налоговая декларация:


Заявлен убыток
Запросить необходимые пояснения.
Срок - в течение пяти дней.
Пояснения можно представить заранее - в сопроводительном письме при подаче декларации.
К пояснениям можно приложить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета или иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
Налоговая декларация с льготами участникам региональных инвестиционных проектов


По налогам, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов


Истребовать сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к региональным инвестиционным проектам, установленным НК РФ или законами соответствующих субъектов РФ.




Автор Филичева Марина, руководитель компании
соавторы Малышев Николай, Советник директора по правовым вопросам
соавторы Тишин Денис, специалист по бухгалтерскому учету