Конституционный Суд РФ о порядке определения статуса
Конституционный Суд РФ принял Постановление от 25.06.2015 г. № 16-П “По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 207 и статьи 216 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Беларусь С.П. Лярского”.
Гражданин Беларуси заключил трудовой договор с ООО, которое в связи с отсутствием у него статуса налогового резидента РФ как налоговый агент удерживало из его дохода НДФЛ по ставке 30 %.
В соответствии с НК РФ в целях уплаты НДФЛ налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Налоговым периодом по НДФЛ является календарный год.
По мнению гражданина Беларуси при определении срока его нахождения в России должен учитываться не налоговый период, ограниченный календарным годом, а период фактического нахождения в нашей стране. Это следует из протокола к межправительственному Соглашению России и Беларуси об избежании двойного налогообложения.
Однако судебными органами гражданину Беларуси было отказано на том основании, что в соответствии с положениями статей 207 и 216 НК РФ окончательный налоговый статус лица определяется по итогам календарного года; для признания лица налоговым резидентом РФ необходимо его фактическое нахождение на территории России не менее 183 дней в календарном году; согласно представленным документам, составил 172 дня, а потому он не может быть признан налоговым резидентом РФ в указанном периоде и, соответственно, НДФЛ лиц за этот период перерасчету и возврату не подлежит.
КС РФ указал, что пункт 2 статьи 207 и статья 216 НК РФ не могут рассматриваться как противоречащие Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают отказ гражданам Республики Беларусь при обложении налогом на доходы физических лиц их вознаграждения за работу по найму, полученного в период нахождения на территории РФ, в применении правил налогообложения, установленных для налоговых резидентов РФ, в соответствии с условиями, предусмотренными международным договором, несмотря на отсутствие у них по итогам налогового периода статуса налогового резидента РФ.
Кроме этого, КС отметил, что при выборе нормы международного договора необходимо учитывать не только положения Протокола от 24 января 2006 года к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года, но и положения Договора о Евразийском экономическом союзе, в рамках которого была достигнута договоренность о безусловном распространении на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами государств
- членов Евразийского экономического союза, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах
- членах данного Союза.
В результате КС РФ постановил признать пункт 2 статьи 207 и статью 216 НК РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают отказ гражданам Республики Беларусь при обложении налогом на доходы физических лиц вознаграждения за работу по найму, полученного ими в период нахождения на территории РФ, в применении правил налогообложения, установленных для налоговых резидентов РФ, в соответствии с условиями, предусмотренными международным договором, несмотря на отсутствие у них по итогам налогового периода статуса налогового резидента РФ.
Конституционный Суд РФ о порядке определения статуса
Конституционный Суд РФ принял Постановление от 25.06.2015 г. № 16-П “По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 207 и статьи 216 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Беларусь С.П. Лярского”.
Гражданин Беларуси заключил трудовой договор с ООО, которое в связи с отсутствием у него статуса налогового резидента РФ как налоговый агент удерживало из его дохода НДФЛ по ставке 30 %.
В соответствии с НК РФ в целях уплаты НДФЛ налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Налоговым периодом по НДФЛ является календарный год.
По мнению гражданина Беларуси при определении срока его нахождения в России должен учитываться не налоговый период, ограниченный календарным годом, а период фактического нахождения в нашей стране. Это следует из протокола к межправительственному Соглашению России и Беларуси об избежании двойного налогообложения.
Однако судебными органами гражданину Беларуси было отказано на том основании, что в соответствии с положениями статей 207 и 216 НК РФ окончательный налоговый статус лица определяется по итогам календарного года; для признания лица налоговым резидентом РФ необходимо его фактическое нахождение на территории России не менее 183 дней в календарном году; согласно представленным документам, составил 172 дня, а потому он не может быть признан налоговым резидентом РФ в указанном периоде и, соответственно, НДФЛ лиц за этот период перерасчету и возврату не подлежит.
КС РФ указал, что пункт 2 статьи 207 и статья 216 НК РФ не могут рассматриваться как противоречащие Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают отказ гражданам Республики Беларусь при обложении налогом на доходы физических лиц их вознаграждения за работу по найму, полученного в период нахождения на территории РФ, в применении правил налогообложения, установленных для налоговых резидентов РФ, в соответствии с условиями, предусмотренными международным договором, несмотря на отсутствие у них по итогам налогового периода статуса налогового резидента РФ.
Кроме этого, КС отметил, что при выборе нормы международного договора необходимо учитывать не только положения Протокола от 24 января 2006 года к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года, но и положения Договора о Евразийском экономическом союзе, в рамках которого была достигнута договоренность о безусловном распространении на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами государств
- членов Евразийского экономического союза, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах
- членах данного Союза.
В результате КС РФ постановил признать пункт 2 статьи 207 и статью 216 НК РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают отказ гражданам Республики Беларусь при обложении налогом на доходы физических лиц вознаграждения за работу по найму, полученного ими в период нахождения на территории РФ, в применении правил налогообложения, установленных для налоговых резидентов РФ, в соответствии с условиями, предусмотренными международным договором, несмотря на отсутствие у них по итогам налогового периода статуса налогового резидента РФ.
Возврат к списку
Поделиться