Статьи

Специальная оценка условий труда (СОУТ) вместо аттестации рабочих мест с 2014 года

Новое 20.02.2015

Со времени последнего обновления Минтруд опубликовал ряд посвящённых вопросу разъяснений. Рассмотрим наиболее важных из них.

Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)

Разъяснения Минтруда, опубликованные на официальном сайте ведомства, пролили свет на некоторые важные вопросы, связанные с СОУТ. Большая их часть посвящена техническим аспектам проведения оценки, однако с материалом стоит ознакомиться также руководителям предприятий и специалистам по охране труда.

Уточнено, что организация, не обязана проводить СОУТ на уже задекларированных рабочих местах при выявлении профессионального заболевания на рабочих местах, которые не входили в состав декларируемых. Согласно частям 5 и 7 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в случае отсутствия в период несчастных случаев на производстве или случаев профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работников вредных или опасных производственных факторов, продлевается на следующие пять лет.

Работник может не согласиться с результатами специальной оценки. В этом случае он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта РФ для проведения экспертизы качества СОУТ или в Государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту нахождения работодателя. Такая возможность прописана в статьях 5 и 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. 

Письмо от 8 декабря 2014 года № 15-1/В-1829

В этом письме Минтруд разъяснил возможность и порядок поэтапного проведения СОУТ. Согласно документу оценку можно проводить поэтапно до 31 декабря 2018 года. То есть, завершение СОУТ можно отложить до крайнего срока и не беспокоиться о возможных штрафах.

Однако, это правило не касается особых рабочих мест, перечисленных в части 6 статьи 10 Федерального закона №426-ФЗ. Поэтапную СОУТ нельзя проводить для:

  • рабочих мест работников, в связи с профессией которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости
  • рабочих мест, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест или специальной оценки были установлены вредные или опасные условия труда.

Отсутствие после 31.12.18 документов о результате СОУТ повлечет за собой наложение штрафа в размере 60000-80000 руб. (ст.5.27 КоАП РФ)

Приказ Минтруда России от 07.02.2014 N80н

Приказ утверждает форму, порядок формирования и подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Подавать эту декларацию нужно в  трудовую инспекцию не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о спецоценке. Передать отчет можно лично; по почте с описью вложения и уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя.

Также Минтруд России опубликовал письмо от 23 июня 2014 г. N 15-1/В-724, в котором дал работодателям некоторые наставления по заполнению этих деклараций:

  • необходимо указывать полное наименование юридического лица, подающего декларацию, и его фактический адрес в соответствии с уставными документами, независимо от наличия у него представительств (филиалов);
  • для каждого рабочего места наименование должности, профессии или специальности работников, а также численность занятых на нем работников указывается согласно Карте специальной оценки условий труда данного рабочего места;
  • индивидуальный номер рабочего места указывается в соответствии с первой графой перечня рабочих мест, на которых проводилась СОУТ;
  • при наличии аналогичных декларируемых рабочих мест указываются их порядковые номера с добавлением прописной буквы "А" в соответствии с данными четвертой графы перечня;
  • при заполнении строки "Реквизиты заключения эксперта организации, проводившей СОУТ" необходимо указать фамилию и инициалы выполнившего идентификацию факторов эксперта, а также дату и номер заключения, на основании которого принято решение о декларировании.

Письмо Минфина от 16.06.14 №03-11-06/2/28551

Минфин также рассмотрел вопрос о принятии к расходам затрат на проведение СОУТ. Согласно позиции ведомства, компании на УСН не имеют права принять к расходам эти затраты ведь расходы на проведение спецоценки не входят в закрытый перечень расходов организаций на УСН из пункта 1 ст.346 НК РФ.

Стоит отметить, что вопрос остается спорным. Ранее Минфин разрешил компаниям на упрощенке списывать расходы на проведение медосмотров производителям пищевых продуктов (письмо от 24.02.14 № 03-11-11/7618), хоть они и не входят в указанный перечень. Сотрудники Министерства опирались на то, что услуги сторонних организаций по контролю за соблюдением установленных технологических процессов включаются в состав материальных расходов (пп.6 п.1 ст. 254 НК РФ). Используя тот же аргумент можно сказать, что СОУТ обязательна и также относиться к контролю производства, а  расходы на подобные услуги относятся к материальным (подп. 6 п ст. 254, подп. 5 п1 ст. 346.16 НК РФ)

Судебная практика по этому вопросу ещё не сложилась, и у компаний есть возможность оспорить позицию Минфина.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 103н

В соответствии с Приказом Минтруда от 20.02.14 №103н проведение СОУТ, равно как и других мероприятий по охране труда, можно оплачивать за счет взносов на травматизм в ФСС.

Приказ приравнял СОУТ к предупредительным мерам по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. В соответствии с правилами финансового обеспечения таких мер, установленными приказом Минтруда от 10.12.12 №580н они могут финансироваться частично или полностью из взносов в ФСС.

Согласно «правилам» объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Еще большие послабления делаются для страхователей с численность работников менее 100 человек. В случае если такой страхователь не осуществлял в течение двух предыдущих последовательных лет финансовое обеспечение предупредительных мер, то объем средств, которые он может направить на финансовое обеспечение в этом году, не может превышать:

  • 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за три предыдущих последовательных года, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем за эти три года;
  • сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.

Для уменьшения взносов в ФСС нужно:

  1. Заключить договор с аккредитованной компанией, проводящей СОУТ;
  2. Подготовить документы в соответствии с приказом №580н, а именно: приказ на создание комиссии на проведение оценки, план финансового обеспечения предупредительных мер и перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  3. Пройти сверку с ФСС. Не обязательно, но при наличии задолженности по взносам фонд откажет в возмещении расходов;
  4. Подать заявление на возмещение расходов, приложив к нему остальные документы до 1 августа 2014 года. Можно воспользоваться старой формой заявления (см. Приказ ФСС от 20.02.2008 №37);
  5. Получить решение ФСС о возмещении расходов.


Новое 14.04.2014

Постановлением от 14.04.14 №290 Правительство РФ утвердило перечень рабочих мест, специальная оценка условий труда по которым должна проводиться с учетом особенностей. Эти особенности будут определяться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, то есть Министерством Труда.
В перечень, в числе прочих, вошли рабочие места работников «скорой помощи», работников, занятых на подземных, подводных или верхолазных работах, членов экипажей морских судов. Ознакомиться с полным списком можно на сайте Правительства: http://government.ru/media/files/41d4d49cb1113fcd5286.pdf

Новое 12.02.2014

Пенсионный фонд России в письме от 12.02.2014 №НП-30-26/1707 указывает, что нулевой дополнительный тариф страховых взносов будет применяться только по результатам специальной оценке условий труда.
Для допустимого и оптимального класса условий труда результаты аттестации рабочих мест, проводимой до 2014 года, не учитываются. Дополнительные взносы до переоценки по новой методике СОУТ будут платиться не по нулевому тарифу, а по ранее установленным тарифам: 4% для подземных работ и работ с вредными условиями труда и 2% для прочих работ, подлежащих аттестации (см. ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в ред. от 28.12.2013).
Таким образом, несмотря на то, что результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 01.01.2014, будут действительны в течение пяти лет, некоторым работодателям будет выгоднее провести СОУТ для снижения дополнительных тарифов страховых взносов, так как никакого ограничения на досрочное проведение специальной оценки нет.


Специальная оценка условий труда (СОУТ) вместо аттестации рабочих мест с 2014 года


Накануне нового 2014 года работодатели получили очередной подарок от Государственной Думы в виде Федерального закона от 28.12.13 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон) и сопутствующих ему законов. Закон касается всех работодателей, перед которыми в прошлом стоял вопрос: надо или нет проводить в организации аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, в соответствии с требованиями статьи 212 Трудового кодекса РФ?
В Пояснительной записке к Проекту Закона, сказано, что основной целью его принятия является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.
Остановимся на нескольких наиболее важных, на наш взгляд, положениях Закона.


Закон коренным образом меняет подход государства к данному вопросу и с 01 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест работодатель в целях реализации своей обязанности по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места обязан проводить специальную оценку условий труда (пункт 1 статьи 1 Закона).
Согласно п.3 ст.3 Закона специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Из данной нормы вытекает, что во всех других случаях специальная оценка условий труда является обязательной для работодателей.
По результатам проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Согласно ст. 14 Закона условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Дело в том, что от класса (подкласса) условий труда зависит размер дополнительных взносов работодателей в ПФР, установленные Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ, которые колеблются от 0 до 8 % от установленного тарифа.


До 2014 года в РФ действовал Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Порядок), утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342 Н, который пока официально не отменен, но в связи с изданием Закона фактически утратил силу, а также перечень рабочих мест, подлежащих аттестации. Многие из положений Порядка в том или ином виде отражены в тексте Законе, например:
СОУТ осуществляется специальными аккредитованными организациями; СОУТ проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законом; работодатель образует комиссию по проведению СОУТ, только теперь в ее состав не должен входить представитель организации , проводящей СОУТ
и т.д.


Согласно п.3 статьи 8 Закона СОУТ должна проводиться в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, которая до настоящего времени не утверждена.



Статья 27 Закона устанавливает переходные положения, согласно которым, в частности, все организации, ранее аккредитованные в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них на день вступления в силу Закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно.


Если до 01 января 2014 года в организациях была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет со дня такой аттестации.


Закон вводит понятие «идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов», под которым понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса. предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти (статья 10).
Статья 13 Закона устанавливает перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию и измерению при проведении СОУТ.


В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, статьей 11 Закона предусмотрена подача работодателем декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая действительна в течение 5 лет со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.


Форма декларации должна быть утверждена федеральным органом исполнительной власти. Срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет при отсутствии в период ее действия обстоятельств (несчастный случай на производстве или профзаболевание на данном рабочем месте).


Законом вводятся специальные требования к организациям, проводящим СОУТ и ее работникам (ст.ст. 19,20 Закона).


Следует отметить, что Федеральным законом от 28.12.2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесены изменения в ряд законов.


В частности, в ТК РФ термин «аттестация рабочих мест по условиям труда» заменен на «специальную оценку условий труда».


В КоАП РФ введена специальная статья 5.27.1. «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации». В пункте 2 данной статьи вводится специальная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. Данное нарушение в будущем может повлечь для виновного работодателя предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.


Таким образом, можно констатировать, что хотя до настоящего времени не приняты все предусмотренные Законом подзаконные нормативные акты, регламентирующие вопросы проведения СОУТ, с 01 января 2014 всем работодателям, не проведшим в соответствии с ранее действовавшим Порядком аттестацию рабочих мест работников по условиям труда (кроме надомников и дистанционных работников - -п.3 ст. 3 Закона), необходимо проводить СОУТ, даже если речь идет о рабочих местах офисных работников и т.п.

При этом для работодателей, до 2014 года проведших аттестацию рабочих мест в соответствии с ранее действовавшим порядком, пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 года № 421-ФЗ установлено, что результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1. статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции настоящего Федерального закона), в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», признаны вредными и (или) опасными.


В то же время для работодателей, до 2014 года не проведших аттестацию рабочих мест на данный момент возникает проблема: что делать с уплатой взносов в ПФР в январе 2014 года - по какой ставке - если ни аттестация раньше не проводилась, ни специальную оценку условий труда не успели еще провести?
По устной информации, полученной в ПФР, если ни аттестацию, ни оценку компания не проводила, то платить дополнительные взносы в 2014 году надо будет платить по тарифам 4 и 6 процентов. Однако пока нет официальных обоснований уплаты данных процентов для этой категории работодателей, то непонятно, почему работодатель, имеющий, например, только рабочие места офисных работников, должен уплачивать дополнительный тариф как за опасные или вредные условия труда.


Поэтому этот вопрос остается открытым и сколько процентов платить - решать каждому работодателю самостоятельно.


Автор статьи. Николай Малышев, Советник директора по правовым вопросам

 

Поделиться

comments powered by HyperComments
Обязательный аудит Разработка договоров и правовая экспертиза Восстановление бухгалтерского учета

 Горячая линия
+7 (495) 737-67-53

Задать вопрос онлайн

Кадровые вопросы и начисление заработной платы

Каждую среду с 17:00 до 19:00

Налогообложение хозяйственных операций и сделок

Каждую среду с 17:00 до 20:00

Мы на Facebook