Статьи

Новое в законодательстве по вопросам обязательного социального страхования

Принят Федеральный закон от 28.06.2014 № 188-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»  (далее – Закон).

Закон вступает в силу с  01.01.2015.

Кратко остановимся на некоторых из внесенных Законом изменений.

Изменения в Федеральном законе от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

В пункте 1 статьи 20.1 данного Закона изменена формулировка, касающаяся объекта обложения страховыми взносами, и ими будут признаваться выплаты и иные вознаграждения в пользу застрахованных, но  не «выплачиваемые» страхователями, а «начисляемые»  ими.

В соответствии с поправками, внесенными в п. 1 статьи 20.2 данного Закона, расширена база по страховым взносам, касающимся выплат при увольнении, и начиная со следующего года к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами, помимо компенсации за неиспользованный отпуск отнесены, в том числе:

- суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

 

Изменения в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ  "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

Из абзаца 1 пункта 1 статьи 7 данного Закона  исключено  положение о том, что  к  застрахованным лицам относятся лица «заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года».

Поэтому, начиная с будущего года,  к застрахованным будут относиться лица, перечисленные в п.1 ст. 7, в том числе  работающие по трудовому договору, независимо от срока его действия.

 

Изменения в Федеральном законе от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон 212-ФЗ)

Аналогично поправкам, внесенным в Федеральный закон №125-ФЗ, в Закон 212-ФЗ  также внесены изменения в подпункт «д» п.2 ч.1 ст. 9 Закона,  согласно которым расширена база по страховым взносам, касающимся выплат при увольнении, и поэтому начиная со следующего года к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в числе прочего, относятся:

- суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Из действующей редакции части 2 статьи 9 Закона 212-ФЗ исключено  положение о том, что при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, со следующего года при непредставлении подтверждающих документов по найму жилого помещения  данные расходы будут облагаться страховыми взносами в общем порядке.

Из изменений статьи 15 Закона 212-ФЗ стоит отметить изменения в части 10, в соответствии с которыми с будущего года с 50 до 25 человек снижен предел среднесписочной численности физических лиц, когда организации будут обязаны предоставлять расчеты в органы контроля в форме электронных документов.

Кроме этого, согласно еще одного изменения указанной статьи,  с будущего года такие электронные документы должны подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью.

Также Закон 212-ФЗ дополнен специальными положениями, касающимися отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (статьи 18.1.– 18.5.).

Такая отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена плательщику страховых взносов, на срок до одного года, соответственно с единовременной или поэтапной  уплатой суммы задолженности по страховым взносам.

Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена плательщику, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов таких страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение плательщику страховых взносов ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику страховых взносов и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

3) сезонный характер производства и (или) реализации плательщиком страховых взносов товаров, работ или услуг.

При этом если отсрочка (рассрочка)  предоставлена по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2, то на сумму задолженности проценты не начисляются, если по основаниям пункта 3, то  на сумму задолженности по страховым взносам начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки (рассрочки).

Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов предоставляется в отношении всей заявленной суммы страховых взносов по одному виду обязательного социального страхования, за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной пенсии, и (или) по нескольким видам обязательного социального страхования.

Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предоставляется по страховым взносам на финансирование страховой пенсии при отсутствии на день подачи заявления о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки) задолженности по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии.

В таком же  порядке  может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате пеней и штрафов.

Установлено, что формы документов при предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, утверждаются органами контроля за уплатой страховых взносов.

Согласно Закона №212-ФЗ (статья 18.2.), отсрочка (рассрочка)  по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, не предоставляется, а ранее   вынесенное решение о ее предоставлении подлежит отмене, если в отношении плательщика страховых взносов :

- ведется производство по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о страховых взносах либо по делу об административном правонарушении в области страхования;

- в течение трех лет, предшествующих дню подачи плательщиком страховых взносов заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, компетентным органом было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

  В статьях 18.3 и 18.4. Закона 212-ФЗ перечислены органы, в компетенцию которых входит принятие решений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов,  а также установлен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов,  и дан перечень необходимых документов, предоставляемых плательщиком страховых взносов, для получения отсрочки (рассрочки).

Действие отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов прекращается досрочно:

- в случае уплаты всей причитающейся суммы страховых взносов и соответствующих процентов до истечения установленного срока;

- при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии;

- при нарушении плательщиком страховых взносов условий предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

При досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов плательщик страховых взносов должен в течение одного месяца после получения соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности по страховым взносам, а также пени за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

В этих случаях неуплаченной суммой задолженности по страховым взносам признается сумма задолженности, определенная в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, уменьшенная на сумму фактически уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов. В случае, если отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов предоставляется по основанию - сезонный характер производства и (или) реализации плательщиком страховых взносов товаров, работ или услуг, оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

Извещение об отмене решения об отсрочке (рассрочке) направляется компетентным органом плательщику страховых взносов по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия решения. Такое извещение считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Решение компетентного органа о досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов может быть обжаловано плательщиком страховых взносов в порядке, установленном Законом 212-ФЗ.

 

Согласно дополнений статьи 24 Закона 212-ФЗ (части 6.1.-6.3), начиная со следующего года органам контроля за уплатой страховых взносов предоставлено право запрашивать в банках справки о наличии счетов в банках и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках.

Основанием для этого является:

1) проведение выездных или камеральных проверок плательщиков страховых взносов;

2) вынесение решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках.

Банки будут обязаны выдавать указанные справки и выписки в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса органа контроля за уплатой страховых взносов.

Форма и порядок направления таких запросов, а также форма и порядок предоставления банками информации по таким запросам будет установлен дополнительно.

В статье 28 Закона 212-ФЗ, касающейся  прав плательщиков страховых взносов  специальным  пунктом 13 закреплено право получать отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в порядке и на условиях, которые установлены Законом 212-ФЗ.

 

Кроме того, начиная со следующего года, утратит силу  положение пункта 3 статьи 28 Закона 212-ФЗ, в соответствии с которым  плательщики страховых взносов - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

-о создании или закрытии обособленных подразделений  организации в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или закрытия обособленного подразделения (прекращения деятельности организации через обособленное подразделение);

- о реорганизации или ликвидации организации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в течение трех дней со дня принятия такого решения.

   В  связи с появлением в Законе 212-ФЗ специальных статей 6.1.- 6.3. о правах органов контроля получать справки о наличии счетов в банках и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в банках,  пункт 8 части 1 статьи 29 теперь звучит в новой редакции, согласно которой органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право «получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля за выполнением банками, а также плательщиками страховых взносов установленных настоящим Федеральным законом обязанностей».

Автор статьи. Николай Малышев, советник по правовым вопросам