Статьи

Непредставление сведений налоговому органу: определяем размер штрафа

Требование о предоставлении документов должно содержать четкие указания на документы, которые нужно предоставить: наименование и количество. Штраф за непредставление документов основывается на требовании – сколько из запрошенных документов не было представлено. Зачастую размер штрафа определяется строго наоборот – вы нам представьте что-то и сколько-то, а когда представите и нарушите срок, мы посчитаем штраф исходя из того, что представите. Т.е., по сути, определение размера штрафа перекладывается на плечи налогоплательщика – он сам считает и определяет документы.   ФАС ЦО в  Постановлении от 04 августа 2014 года по делу №Ф10-2319/2014 указал, что такие манипуляции противоречат требованиям законодательства о налогах и сборах и поощряют недобросовестных налогоплательщиков.

 

Ситуация

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным решения ИФНС России  (далее - налоговый орган).

Суть проблемы

По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом в числе прочего было принято решение о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной   ст.126 НК РФ, в виде штрафа за непредставление в налоговый орган  в установленный срок необходимых для проверки документов. При этом размер штрафа был исчислен исходя из фактического количества несвоевременно представленных Обществом документов.

Позиции судов

Решением арбитражного суда первой инстанции заявление Общества удовлетворено частично.

В частности оспариваемый ненормативный правовой акт признан недействительным в отношении привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной   ст.126 НК РФ, в виде штрафа в размере 60000 руб.

Постановлением арбитражного апелляционного суда решение арбитражного суда оставлено в силе.

ФАС ЦО, рассмотрев кассационную жалобу налогового органа, оставил решения вышеуказанных судов в силе.

В части, касающейся привлечения Общества к ответственности в виде штрафа  по ст. 126 НК РФ ФАС ЦО указал, что  признавая оспариваемое решение налогового органа недействительным в части применения налоговых санкций за несвоевременное представление истребованных налоговым органом документов по ст.126 НК РФ, суды обоснованно руководствовались следующим.

Согласно с п.1 ст.126 НК РФ, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст.119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Анализируя положения ст.ст. 31, 89, 93 НК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что требование о представлении необходимых для проверки документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки.

Размер штрафа при непредставлении или несвоевременном представлении документов должен определяться исходя из количества запрошенных и неправомерно не представленных (отраженных в запросе) документов и не может определяться исходя из фактического количества несвоевременно представленных налогоплательщиком документов, поскольку определение размера штрафа в зависимости от количества фактически представленных налогоплательщиком документов ставит в более выгодное положение недобросовестных налогоплательщиков.

Судами установлено, что требование налогового органа о представлении документов содержало общие формулировки без указания конкретных реквизитов документов и их количества, каждый документ не поименован, из содержания требования невозможно было определить, какое количество документов запрошено налоговой инспекцией, также налоговый орган предлагал представить акты выполненных работ форм № КС-2, № КС-3; № КС-14, которые у Общества отсутствовали.

 

При таких обстоятельствах привлечение Общества к ответственности за непредставление отсутствовавших у него документов и определение размера штрафа исходя не из количества запрошенных, а из количества фактически представленных Обществом документов суды правомерно признали противоречащим требованиям законодательства РФ о налогах и сборах.

Автор статьи. Николай Малышев, Советник по правовым вопросам