Статьи

Подлежат ли обязательному аудиту с 2015 года не преобразованные ЗАО

Новое по теме 16.02.2015

На сайте Минфина 26.01.2015 г. опубликован  Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год (согласно законодательству Российской Федерации).  Здесь можно узнать, нужно ли организации проводить обязательный аудит за 2014 год и кто вправе провести аудиторскую проверку. В частности, устранен спор относительно акционерных обществ – они в обязательном порядке независимо от показателей должны проводить аудит.

Смотрите ответы на вопросы по теме

Поскольку ЗАО не отвечает признакам публичных акционерных обществ (…акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах - так сказано в Законе №99-ФЗ), то ЗАО автоматически становятся просто непубличными АО и немедленной перерегистрации не требуется.
 

К закрытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 ГК РФ об акционерных обществах. Положения Закона об АО о ЗАО применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов (Закон №99-ФЗ).

Если исходить из буквального прочтения п.п.1 п.1 ст. 5 Закона №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности":
1. Обязательный аудит проводится в случаях:
1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества.

Какая же позиция отвечает законодательству теперь?
1. Подпадают под обязательный аудит все АО
2. Подпадают под обязательный аудит все публичные АО.

В части обязательного аудита ОАО, в связи с введением понятий публичного и непубличного АО, и если брать по аналогии с ЗАО и ОАО, логичнее была бы позиция - Подпадают под обязательный аудит все публичные АО.

Получается, что если сделать упор именно на организационно-правовой форме (далее - ОПФ), то с 01.09.2014 такой ОПФ (буквально по наименованию ) как ОАО в ГК не предусмотрено, а в ст. 66 ГК РФ такая ОПФ звучит теперь как акционерное общество (АО) и, вроде как, вообще обязательный аудит по критерию ОПФ не нужен.

Казалось бы, сами АО должны решать, проводить им или нет аудит по данному критерию, тем более, что немногие из них внесли изменения в свои уставы и по прежнему именуются ОАО .

С внесением поправок в 307-ФЗ тоже пока никто не спешит.

НО с 01.09.14 действует ст. 67.1. ГК РФ, где есть норма, которая касается всех АО :
5. Акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, уставом общества, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества должен быть проведен по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале акционерного общества составляет десять и более процентов.

И получается вот что:
-норму специального закона в части АО ( п.п.1 п.1 ст. 307 –ФЗ) по факту уже применить нельзя, т.к. с 01.09.14 нет такой ОПФ как ОАО;
-в специальном законе об АО №208-ФЗ вопрос в части обязательности никак не регламентирован и тогда остается норма п.5 ст. 67.1. ГК РФ: Акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками», поскольку в отсутствии иного эта норма ГК будет иметь безусловный приоритет.

Таким образом, вывод:
согласно действующим сейчас нормам законодательства подпадают под обязательный аудит все АО. 

Давайте теперь рассмотрим вопрос ответственности за не проведение обязательного аудита

Автор статьи. Николай Малышев, советник по правовым вопросам.