Статьи

Чем грозят компании убытки в налоговом учете

Убытки в декларации по налогу на прибыль организаций, даже вполне «заслуженные», оборачиваются неизбежной камеральной проверкой, вызовом на «убыточную» комиссию, а также дополнительным фактором повышение уровня риска в глазах налоговой, что может привести к её включению в план выездных проверок.

[spoiler]

У убыточных компаний отсутствует обязанность по уплате налога на прибыль (п. 8 ст. 274 НК РФ) и на сумму убытка налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу в последующих годах (п. п. 1 и 2 ст. 283 НК РФ), поэтому инспекторы стремятся доказать создание убытка искусственным путем – признанием излишних расходов.

Нередко претензии налоговиков в отношении налогового учета убытков связаны с их документальным подтверждением, поэтому при отражении убытков в отчетности следует со вниманием отнестись к их документальному подтверждению.

Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает на сумму убытка базу по налогу на прибыль (п. 4 ст. 283 НК РФ). Если компания заявила убыток в налоговой декларации, но не представила соответствующие подтверждающие документы, регистры налогового учета, первичные документы и иные аналитические ведомости, суд признает правомерным доначисление налога на прибыль.

С 2014 года инспекторы, в соответствии с п.3 ст.88 НК РФ, могут в рамках камеральной проверки убыточной декларации запросить у налогоплательщиков дополнительные пояснения, обосновывающие размер полученного убытка. На подготовку этих пояснений дается всего 5 рабочих дней, а значит, уже при подаче декларации следует быть готовым предоставить налоговой все необходимые правильно оформленные документы и разъяснительные материалы. Эти документы также обязательно нужно сохранить для возможных комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы.

В связи с этим есть достаточно причин даже у действительно убыточных компаний отразить в декларации хотя бы небольшую, но прибыль. Идти можно в двух направлениях: увеличивать доходы или снижать расходы.

Способов уменьшения расходов в декларации множество, например, перераспределение долей прямых и косвенных расходов позволяет отсрочить списание части расходов на более поздний срок, ведь прямые расходы списываются в момент реализации продукции. Так же, можно выявить расходы будущих периодов, которые тоже можно будет признать в учете позднее, например расходы на создание сайта, плату за право заключения договора или покупку и оформление разрешений и лицензий. Логичным шагом будет отказаться от учета расходов, по которым у налоговой могут возникнуть вопросы, с которыми не согласен Минфин, и по которым нет сложившейся положительной судебной практики. С другой стороны, налоговики при проверках могут отказать компаниям в вычете НДС по расходам, которые не были учтены при расчете налога на прибыль. За право отразить НДС в таких случаях придется постоять в суде, причем единая судебная практика по этому вопросу не сложилась.

Отразить большие доходы в декларации также можно целым рядом способов. Передача на консервацию временно не используемых основных средств позволит не начислять амортизацию во время консервации продолжительностью свыше трех месяцев (п. 3 ст. 256 НК РФ). Вывод из эксплуатации и списание полностью самортизированных основных средств позволит оприходовать материалы и иное имущество, полученные в ходе их демонтажа или разборки, а по п.13 ст.250 НК РФ стоимость таких активов увеличивает внереализационные доходы организации.

Увеличить доходы также можно, обнаружив при проведении инвентаризации основного средства или другого имущества, которое не числится в учете организации. Примером могут служить безвозмездно предоставленные генеральным директором или учредителями техника или транспортные средства. Стоимость имущества, обнаруженного в ходе инвентаризации, организация также включает во внереализационные доходы (п.20 ст.250 НК РФ). Здесь очень важно правильно оформить соответствующими документами проведение инвентаризации и факт обнаружения неучтенного актива, а также подтвердить его стоимость независимой оценкой или самостоятельным изучением рыночных цен.

Списание просроченной кредиторской задолженности также поможет избежать убытков. В соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ налогоплательщики включают правомерно списанную кредиторскую задолженность во внереализационные доходы. Просроченной может считаться задолженность, по которой истек срок исковой давности, в общем случае составляющий три года. Подтверждающими документами здесь будут акт проведенной инвентаризации, письменное обоснование и приказ (распоряжение) руководителя компании.

Ещё компания может получить безвозмездную финансовую помощь от учредителей в виде денежных средств, объектов основных средств и любого иного имущества. В налоговом учете организация-получатель включает во внереализационные доходы стоимость таких активов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ. Здесь тоже есть свои тонкости, например, передача имущества учредителями в счет увеличения чистых активов не влияет на налогооблагаемую прибыль, равно как и безвозмездная помощь от учредителя с долей более 50%. Эта мера позволит уменьшить бухгалтерский убыток, что улучшит показатели лишь в бухгалтерской отчетности и поспособствует увеличению чистых активов

Таким образом, способов законного уменьшения убытков в декларации по налогу на прибыль существует множество. Главное при их реализации – целесообразность в сравнении с планируемым результатом, доскональная уверенность в правовой базе и аккуратное и правильное заполнение соответствующих документов. Перефразируя известное выражение - красивой налоговой декларацией, подтвержденной корректными документами, можно добиться больше, чем просто красивой налоговой декларацией.

Автор Тишин Денис, специалист по бухгалтерскому учету