Статьи

Изменения в законодательстве о нотариате и о регистрации юридических лиц

Принят Федеральный закон от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения достоверности  сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон), которым внесены поправки в Основы законодательства РФ о нотариате, в УК РФ, в КоАП РФ, в федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Данный закон вступил в силу, за исключением отдельных положений, которые требуют дополнительного технического обеспечения или издания регламентирующих документов.

Рассмотрим некоторые из внесенных  законом поправок подробнее.

НОТАРИАТ

Основы законодательства РФ о нотариате № 4462-1  от 11 февраля 1993 года (далее – Основы)

(1) Нотариусу предоставлено право получать бесплатно в форме электронного документа сведения из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

[spoiler]

________

(2) В перечень нотариальных действий нотариуса включено представление документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Нотариальный тариф за совершение указанных действий Законом установлен в размере 1 000 рублей.

________

(3) Теперь для установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, нотариус использует:

- соответствующие государственные информационные ресурсы, доступ к которым предоставляет федеральный орган исполнительной власти,

- специальные технические и программно-технические средства, позволяющие удостовериться в подлинности представленных гражданином документов, при их наличии в его распоряжении.

Также нотариус вправе использовать средства видеофиксации, материалы видеофиксации подлежат обязательному хранению.

При возникновении у нотариуса сомнений в подлинности документов, федеральные органы государственной власти, выдающие такие документы, обязаны представить по запросу нотариуса информацию об их действительности в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.

________

(4) Новая редакция, наряду с документами бумажных носителях,  устанавливает возможность приема  нотариусами электронных документов.

Из прежней редакции статьи исключено требование к тексту нотариально удостоверяемой сделки, о  том, что  относящиеся к содержанию документа числа и сроки должны быть обозначены хотя бы один раз словами, а наименования юридических лиц - без сокращений, с указанием адресов их органов и что фамилии, имена и отчества граждан, адрес их места жительства должны быть написаны полностью.

В новой редакции п.2 статьи документы, исполненные на бумажных носителях не должны иметь подчисток или приписок, зачеркнутых слов либо иных неоговоренных исправлений и не могут быть исполнены карандашом или с помощью легко удаляемых с бумажного носителя красителей. Текст документа должен быть легко читаемым. Целостность документа, состоящего из нескольких листов, должна быть обеспечена путем его скрепления или иным исключающим сомнения в его целостности способом. Если имеющиеся в документе неоговоренные исправления или иные недостатки являются несущественными для целей, для которых представлен документ, нотариус вправе принять такой документ для совершения нотариального действия.

________

(5) В Основах появилась специальная статья 45.1, целиком посвященная требованиям к нотариально оформляемому документу нотариусом.

________

(6) Основы дополнены  новой  статьей 86.3. «Представление документов на государственную регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя», в соответствии с которой нотариус, засвидетельствовавший подлинность подписи на заявлении, уведомлении или сообщении о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя (далее - заявление), по просьбе лица, обратившегося за совершением соответствующего нотариального действия, представляет в форме электронных документов заявление и иные необходимые документы в ЕГРЮЛ.

Также установлено, что нотариус, совершивший нотариальное действие, получает документы, выданные органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в форме электронных документов, и выдает их лицу по его просьбе в форме электронных документов или в форме документов на бумажных носителях на основании удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам.

________

ЕГРЮЛ

ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

(1) Согласно дополнению в статью 51  в ЕГРЮЛ  должны содержаться  сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения;

________

(2) Дополнением в пункт 1 статьи 7  установлено, что  предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений о конкретном юридическом лице или конкретном индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно.

________

(3)  По новой норме статьи  7 обязательному внесению в ЕГРЮЛ  подлежат:

-запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице;

-сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.

________

(4) В статью 9  «Порядок представления документов при государственной регистрации» включено положение о том, что  представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

________

(5) в статье 9 появились нормы (п.4.2. - 4.4.), устанавливающие  порядок проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, которая проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

 Такая проверка проводится посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки, но не более чем на один месяц.

Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.

В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не менее чем пять дней.

Решение о приостановлении государственной регистрации выдается или направляется заявителю.

 

Кроме того изменились нормы, установленные п.6 статьи 9, касающиеся направления возражений регистрирующему  органу относительно  предстоящего внесения данных  в ЕГРЮЛ.

В прежней редакции речь шла только о физических лицах, данные о которых вносились в ЕГРЮЛ.

В новой редакции речь идет уже о правах любых заинтересованных лиц (включая юридических), которые  вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ.

Такое письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет". При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

________

(6) из изменений статьи 11 «Решение о государственной регистрации» стоит отметить  следующие:

- в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем, содержащихся в ЕГРЮЛ, регистрирующим органом в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице;

- если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице:

  • (адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

  • сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования и (или)) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии

 регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.

Юридическое лицо обязано в течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности сообщить в регистрирующий орган соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений. В случае невыполнения данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

________

(7) согласно дополнениям в статью  17 к заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.

Документы для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, представляются в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения

К заявлению о внесении в ЕГРЮЛ должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица, либо лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50 % голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по адресу, относящемуся к месту нахождения, указанному в решении об изменении места нахождения юридического лица.

Документы для государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения 20 дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.

Вышеупомянутые правила не распространяются на случаи изменения места нахождения юридического лица, если к его месту нахождения будет относиться адрес места жительства или место нахождения участника ООО, владеющего не менее чем 50 % голосов от общего количества голосов участников данного ООО, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Если адрес юридического лица, содержащийся в ЕГРЮЛ, не относится к новому месту нахождения юридического лица, в заявлении, представляемом для государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица, должно быть одновременно сообщено о новом адресе юридического лица, относящемся к новому месту нахождения юридического лица.

________

- согласно  дополнению в статью 18 государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица.

________

 

(9) статья 23 дополнена новыми основаниями отказа в государственной регистрации:

-если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:

  • владевших на момент исключения ООО из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного ООО, которое на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы РФ либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного ООО из ЕГРЮЛ;

  • имевших на момент исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы РФ либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из ЕГРЮЛ;

  • являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, внесена в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;

  • являющихся участниками ООО, владеющими не менее чем 50 % голосов от общего количества голосов участников данного ООО, в отношении которого в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;

- если не соблюден  установленный законодательством РФ порядок проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных  законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

________

Автор статьи. Николай Малышев, советник по правовым вопросам