Федеральным законом от 08 марта 2015 года №21-ФЗ принят Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). В соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 N 22-ФЗ, рассмотрение административных дел по новому КАС РФ предусмотрено с 15 сентября 2015 года, когда он за исключением отдельных положений вступит в силу.
(1) В числе прочего КАС РФ регулирует порядок рассмотрении Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций, а также возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
К категории дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, КАС РФ отнесены, в частности, административные дела:
[spoiler]1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
При этом по нормам КАС РФ не рассматриваются дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в ВС РФ, судах общей юрисдикции.
Также КАС РФ не применяется по делам об административных правонарушениях и по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
С большой долей вероятности можно предположить, что по нормам КАС РФ также будут рассматриваться и дела об оспаривании актов федеральных органов государственной власти, которые не являются нормативными правовыми документами, но обладают нормативными свойствами.
Поскольку в Постановлении Конституционного суда РФ от 31.03.2015 № 6-П/2015, принятого уже после принятия Закона о КАС РФ, сказано, что до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений, рассмотрение дел об оспаривании указанных актов (в том числе изданных ФНС РФ) должно осуществляться в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством для оспаривания нормативных правовых актов.
Но это возможно лишь в том случае, если до даты вступления в силу КАС РФ (15.09.2015) непосредственного в Кодекс или в иные законодательные акты не будут внесены специальные положения, касающиеся оспаривания именно вышеуказанной категории актов.
(2) На случай защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц КАС РФ предусматривает возможность подачи коллективного административного иска группой лиц (коллективный иск). Условиями для подачи коллективного иска являются:
-
многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия)
-
однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;
-
наличие общего административного ответчика (административных соответчиков);
-
использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав
(3) Стоит также отметить норму КАС РФ о возможности рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства, когда устное разбирательство не проводится, а судом лишь исследуются доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если оно по закону является обязательным).
По упрощенной процедуре по общему правилу могут рассматриваться дела в тех случаях, если общая сумма задолженности в административном исковом заявлении по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, а также если участвующие в деле лица заявят ходатайства об этом и если административный ответчик не имеет возражений против применения упрощенного (письменного) производства.
Автор статьи. Николай Малышев, советник по правовым вопросам