Ситуация:
Российская организация, применяющая УСН, приобретает консультационные услуги по проведению исследований в сети Интернет (мониторинг социальных медиа по ключевым запросам, последующий анализ сообщений и построение на его базе аналитики) у белорусской организации, которая не состоит на налоговом учете на территории РФ, также находится на упрощенной системе и не является налогоплательщиком НДС в Белоруссии (разд.7 гл.34 ст.289 НК Республики Беларусь).
Вопросы:
1. При перечислении российской организацией сумм за оказанные услуги белорусской организации обязана ли российская сторона уплачивать НДС как налоговый агент?
2. Обязана ли российская организация в качестве налогового агента исчислить и удержать сумму налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям?
1. Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
С 1 июля 2010 г. вступил в силу Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Протокол). В силу ст. 2 Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг. При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.
[spoiler]Согласно п.п.4 п.1 ст.3 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена таможенного союза, если:
налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются:
консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы.
При этом для целей Протокола "услугами по обработке информации" признаются услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.
Федеральным законом от 01.04.2008 N 34-ФЗ был ратифицирован «Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг» (Подписан в г. Минске 23.03.2007).
В данном документе (п.4 ст.3) также говорится о том, что взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве Стороны, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством государства Стороны, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим Протоколом.
Местом реализации работ, услуг признается территория государства Стороны, если … работы, услуги приобретаются налогоплательщиком государства этой Стороны при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных и маркетинговых услуг, а также услуг по обработке информации и при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Таким образом, рассматриваемые нами услуги для целей регулирования взимания косвенных налогов можно идентифицировать как услуги по обработке информации, место реализации которых в соответствии с обоими Протоколами определяется по месту нахождения покупателя услуг.
Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС.
Налоговая база, указанная в п. 1 ст. 161 НК РФ, определяется налоговыми агентами. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ (п. 2 данной статьи).
Пунктом 4 ст. 174 НК РФ предусмотрено, что в случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам. Такие доходы подлежат обложению НДС по налоговой ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Таким образом, в банк организация должна представить два платежных поручения: одно - на перечисление денег иностранному контрагенту, а другое - на перечисление в бюджет суммы удержанного НДС.
Если организация применяет УСН с объектом "доходы минус расходы", то сумму НДС, уплаченную в бюджет, она вправе учесть в расходах по пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Система налогообложения, которую применяет белорусская организация, в нашем случае не имеет значения, поскольку данная организация не состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика на территории РФ.
2. Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается:
- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;
- для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.
Если деятельность иностранной компании на территории Российской Федерации привела к образованию постоянного представительства, то такая иностранная организация становится самостоятельным плательщиком налога на прибыль согласно российскому налоговому законодательству. Иностранная организация в этом случае исчисляет налог на прибыль со всех доходов, полученных на территории Российской Федерации и относящихся к деятельности этой иностранной организации через постоянное представительство.
Определение понятия "постоянное представительство иностранной организации" в целях гл. 25 НК РФ и критерии, на основании которых деятельность иностранной организации считается приводящей к образованию постоянного представительства, приведены в ст. 306 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее - отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:
- пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
- продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ.
Непосредственно из п. 2 ст. 306 НК РФ следует, что законодательство устанавливает следующие признаки постоянного представительства:
- наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации на территории Российской Федерации;
- осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации;
- осуществление такой деятельности на регулярной основе.
При одновременном наличии совокупности указанных признаков деятельность иностранной организации в Российской Федерации определяется как приводящая к образованию постоянного представительства.
Следует обратить внимание, что понятие "постоянное представительство", применяемое в целях налогообложения, имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации уплачивать налог на прибыль в Российской Федерации. В связи с этим такие обстоятельства, как, например, наличие или отсутствие разрешения на открытие и продление срока деятельности в РФ представительств иностранных юридических лиц (аккредитация), для налогообложения не имеют значения.
В рассматриваемой нами ситуации считаем, что деятельность иностранной организации не приводит к образованию постоянного представительства для целей исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ.
Если иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации активную деятельность предпринимательского характера, но указанная деятельность не приводит к образованию постоянного представительства для целей налогообложения, то полученные этой иностранной организацией доходы не подлежат обложению на территории Российской Федерации. В отношении иностранных организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации не осуществляется через постоянные представительства, но они получают доходы от источников в Российской Федерации, применяется принцип налогообложения отдельных видов доходов, полученных на территории Российской Федерации; эти доходы поименованы в п.1 ст.309 НК РФ.
Рассматриваемые нами доходы иностранной организации относятся к доходам от оказания услуг. Согласно п.2 ст.309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, …, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
Таким образом, у российской организации в рассматриваемой ситуации отсутствует обязанность по исчислению и удержанию суммы налога с доходов, выплачиваемых белорусской организации.