Статьи

Новый закон о закупках для госнужд

С 1 января 2012 г., за исключением нескольких положений, вступающих в силу 1 января 2013 либо 1 января 2014, вступает в силу Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - «Закон»), принятый 18 июля 2011 г.

Законом устанавливается конкурентный порядок при осуществлении закупки товаров, работ и услуг некоторыми юридическими лицами с прямым и косвенным публичным участием, а также лицами, осуществляющими некоторые виды деятельности. До принятия Закона нормы о необходимости соблюдения конкурентных процедур применительно к закупкам таких лиц содержались в отдельных разрозненных актах, а принципы и основные требования к закупкам не были в достаточной степени урегулированы.

Закон не применяется к отношениям, связанным с куплей-продажей ценных бумаг, валютных ценностей, приобретением биржевых товаров на товарной бирже, размещением заказов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки продукции, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – «Закон № 94-ФЗ»), закупкой в соответствии с международным договором, предусматривающим отличный порядок, отбором финансовых организаций для оказания финансовых услуг и аудиторских организаций для обязательного аудита.

Законодатель отказался от детальной регламентации проведения различных способов закупки и перечисления случаев, когда должен быть применен конкретный способ (как это было сделано в Законе № 94-ФЗ).

В Законе указаны общие принципы осуществления закупок. Подразумевается, что основные вопросы будут урегулированы в документах, регламентирующих закупочную деятельность конкретного заказчика – Положениях о закупке, утверждаемых указанными в Законе уполномоченными органами управления заказчика и подлежащих размещению на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – «Официальный сайт») в течение 15 дней со дня их утверждения.

[spoiler]Положение о Закупке должно быть размещено на Официальном сайте в следующие сроки:

· до 1 июля 2012 г. (до этого момента Положение о закупке размещается на сайте заказчика);

· в течение трех месяцев с момента государственной регистрации юридического лица (если заказчик будет создан после вступления в силу Закона);

· в течение трех месяцев с момента получения заказчиком уведомления об изменении совокупной доли участия в его уставном капитале (если в результате такого изменения деятельность заказчика стала регулироваться Законом).

При несоблюдении данных сроков заказчик при закупке должен руководствоваться положениями Закона № 94-ФЗ (до дня размещения утвержденного Положения о закупке).

Согласно Закону закупка может осуществляться путем проведения 1) конкурса (победителем которого признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора); 2) аукциона (победителем которого признается лицо, предложившее наиболее низкую или наиболее высокую, в зависимости от условий закупки, цену договора); 3) иного способа закупки в соответствии с Положением о закупке.

Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Законом предусматривается составление плана закупки не менее чем на один год. План закупки должен размещаться заказчиком на Официальном сайте. Порядок формирования такого плана, сроки его размещения и требования к форме должно утвердить Правительство РФ. Кроме того, с 1 января 2015 года вступит в силу положение Закона о том, что план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается на срок от пяти до семи лет.

Законом предусмотрены случаи обязательного размещения на Официальном сайте и иной информации (например, извещений о закупке, документации о закупке, проектов договоров и др.). При этом заказчики вправе не размещать сведения о закупке на сумму не выше 100 000 рублей, а заказчики с годовой выручкой более 5 млрд. рублей – о закупке на сумму не выше 500 000 рублей.

Действия (бездействие) заказчика при закупке могут быть обжалованы участником закупки в судебном порядке, и в случаях, предусмотренных Законом (например, в случае не размещения на Официальном сайте Положения о закупке) - в порядке, установленном антимонопольным органом.