Статьи

Недобросовестность контрагентов второго, третьего и четвертого звена не влечет автоматического признания необоснованной налоговой выгоды

Это следует из Определения Верховного суда РФ  (далее - ВС РФ) от 01.02.2016 N 308-КГ15-18629, в котором ВС РФ поддержал решения нижестоящих судов.

Общество обжаловало в суде решение налоговой инспекции о доначислении  НДС в размере свыше 63 млн. руб., а также пени и штраф. Основанием для отказа обществу в вычете НДС послужил вывод инспекции о нарушении налогового законодательства контрагентами общества второго, третьего и  четвертого звена.

Однако судами первой, апелляционной и кассационной инстанции оспариваемое обществом решение инспекции было признано недействительным.

[spoiler]

По мнению судов, налоговый орган не оспаривал, что общество представило весь пакет документов, необходимый для получения вычетов по НДС (счета-фактуры, товарные накладные, товарно-транспортные накладные, книги покупок, книги продаж, договоры с поставщиками, справки «А» и «Б»). Впоследствии товар (коньячный спирт) отгружался на предприятия, имеющие лицензии на производство алкогольной продукции, что подтверждается материалами проверки и не оспаривается инспекцией.

Фактически инспекция отказала обществу в применении вычетов по НДС со ссылкой на недостоверность документов и недобросовестность контрагентов второго, третьего звена. При этом налоговый орган не доказал вовлечение общества в схему получения необоснованной налоговой выгоды.

Суды сделали вывод, что недобросовестность контрагентов второго и третьего звена не влечет автоматического признания необоснованной заявленной налогоплательщиком налоговой выгоды, поскольку каждый из этих лиц самостоятельно несет ответственность за выполнение своих обязанностей и независимо друг от друга пользуется своими правами.

В свою очередь, судом кассационной инстанции был не принят довод инспекции о недобросовестности общества, основанный на анализе взаимоотношений поставщиков второго, третьего и четвертого уровней, а также на том, что у субпоставщиков общества отсутствуют необходимые условия для достижения результатов экономической деятельности (складские помещения, транспортные средства, управленческий и технический персонал), поскольку указанные обстоятельства не опровергают достоверность представленных обществом документов, подтверждающих фактическое получение им, оприходование и дальнейшую реализацию спорного товара.

При этом суды отметили, что материалы налоговой проверки не опровергают получение обществом товара, возможность реализации обществу товара контрагентами первого звена, а также не подтверждают вовлечение общества в схему получения необоснованной налоговой выгоды (инспекция не указала, в чем выражается получение обществом, участниками схемы необоснованной налоговой выгоды)

В итоге ВС РФ поддержал выводы нижестоящих судов о том, что первичные учетные документы, представленные обществом в обоснование применения им вычетов по НДС, являются достоверными и подтверждают реальность спорных хозяйственных отношений заявителя с указанными контрагентами, а доказательств обратного инспекцией не представлено.

ВС РФ отказал налоговой инспекции в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в СК  по экономическим спорам ВС РФ.

Автор статьи. Николай Малышев, Руководитель отдела правового сопровождения.