Федеральным Законом от 29.11.2014 №382-ФЗ (далее – Закон) состав местных налогов и сборов, установленных статьей 15 НК РФ, пополнился новым торговым сбором.
Торговый сбор, в соответствии с новой главой 33 НК РФ, является местным сбором - он устанавливается положениями НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязателен к уплате на территориях этих образований. Законом предусмотрена возможность введения сбора на территориях Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя с 1-го июля 2015 года. На заседании Правительства Москвы 9 декабря 2014 г. был одобрен проект закона столицы «О торговом сборе». Торговый сбор представляет собой обязательный фиксированный платеж, который уплачивают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере торговли.
От уплаты сбора освобождаются компании и предприниматели, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог или применяющие патентную систему налогообложения.
[spoiler]Плательщиками сбора признаются организации и ИП, осуществляющие торговую деятельность с использованием объектов движимого или недвижимого имущества на территории этого муниципального образования. Это касается таких видов торговли:
- через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (кроме автозаправочных станций); к данной категории относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и подобные объекты;
- через объекты нестационарной торговой сети (торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата или торговля с рук, лотка, из корзин и ручных тележек);
- через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (например, магазины и павильоны);
- торговли, осуществляемой путем отпуска товаров со склада;
- деятельности по организации розничных рынков.
Под объектом торговли Закон понимает здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых осуществляется торговля. А торговлей назван вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
Определения стационарной и нестационарной торговой сети можно найти в ст. 346.27 НК РФ. Стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям. Стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты. Нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.
С первыми тремя видами торговли ситуация понятна, а вот в отношении такого вида торговли, как отпуск товаров со склада, остается большой вопрос. В Законе «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ» № 381-ФЗ не выделен такой вид торговли как отпуск товаров со склада.
Из буквального прочтения термина и анализа норм действующего законодательства следует, что:
- отпуск товара – любой вариант передачи товара со склада, независимо от того розничная это торговля или нет, это купля-продажа или договор поставки, а получатель физическое или юридическое лицо;
- товар – согласно ст. 38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации;
- склад – в Законе не дано дополнительных разъяснений. Согласно ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» в п.33 раздела «Торговые структуры и их виды» указано: склад: Специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. Примечание - к складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.
Согласно ГОСТ Р 51773-2006 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли": 3.2. Предприятие оптовой торговли: предприятие торговли, осуществляющее продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям для последующей перепродажи товаров или профессионального использования.
Примечание - к предприятиям оптовой торговли относят оптово-распределительные и логистические центры, товарные склады, магазины-склады, оптовые продовольственные рынки, центры оптовой и мелкооптовой торговли и др.
Из сказанного следует, что торговый сбор должно будет уплачивать любое лицо, действия которого формально подпадают под отпуск товара со своего склада. То есть, если оно отпускает товар физическому или юридическому лицу в рамках договорных отношений с ним из специального помещения - склада, принадлежащего продавцу в этот момент времени на любом основании (собственность, аренда). При этом под определения попадает как розничная, так и оптовая торговля по договорам купли-продажи или поставки. В этой части будет целесообразно дождаться официальных разъяснений Минфина и ФНС, так как при формальном чтении закона получается, что почти все предприятия и предприниматели, отпускающие покупателям товары, должны платить торговый сбор.
Ставка
Согласно московскому законопроекту ставка сбора устанавливается в рублях в квартал в расчете на объект осуществления торговли или его площадь. То есть, торговые сети обязаны платить сбор за каждый объект. Ставки в Москве с 1 июля 2015 года приведены в таблице:
Объект |
Ставка |
Ежеквартальный сбор в 2015 году, руб. |
Стационарный объект с площадью зала меньше 50 кв.м. |
Эквивалент стоимости патента в городе Москве по соответствующему виду деятельности в течение 3 месяцев. |
Для ЦАО – 60 000*1,147 = 68 820 Для других округов – 30 000*1,147 = 34 410 |
Стационарный объект с площадью зала больше 50 кв.м. |
Эквивалент стоимости патента в городе Москве по соответствующему виду деятельности за первые 50 квадратных метров и по 50 рублей в квартал за каждый следующий квадратный метр площади торгового объекта |
Для ЦАО – 68 820 + 50*S Для других округов –34 410 + 50*S |
Розничный рынок |
50 рублей в квартал за один квадратный метр площади розничного рынка. |
50*S |
Стационарный объект без торгового зала или нестационарный объект (кроме объектов развозной и разносной торговли) |
Эквивалент стоимости патента в городе Москве по соответствующему виду деятельности в течение 3 месяцев. |
Для ЦАО – 81 000*1,147 = 92 907 Для других округов – 40 500*1,147 = 46 454 |
Нестационарный объект развозной и разносной торговли |
Эквивалент стоимости патента в городе Москве по соответствующему виду деятельности в течение 3 месяцев. |
40 500*1,147 = 46 454 |
При этом ставки не могут превышать предельных значений, равных стоимости патента по соответствующему виду деятельности на три месяца.
Торговый сбор уплачивается ежеквартально, уплата производится не авансом, а по итогам квартала. Суммы торгового сбора, уплаченные плательщиками, подлежат зачету в счет уплаты налога на прибыль, налога, уплачиваемого по упрощенной системе налогообложения, налога на доходы физических лиц.
Однако если предприятие не платит налоги в этом периоде в связи с отсутствием прибыли или доходов или платит минимальный налог на УСН, оно все равно должно заплатить торговый сбор.
Потенциальные плательщики должны представить уведомление об уплате торгового сбора в налоговый орган по месту нахождения недвижимого объекта торговли или по месту нахождения организации в случае нестационарной сети. Уведомление нужно представить в письменном или электронном виде не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором. В уведомлении указываются вид предпринимательской деятельности; объект осуществления торговли и его характеристики (количество и (или) площадь), необходимые для определения суммы сбора.
Также постановка плательщика на учет может осуществляться на основании информации, представленной уполномоченным органом местного самоуправления или органом государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Резюме
Декларируемое правительством Москвы.
Предполагается, что новый сбор позволит повысить собираемость с неплательщиков обычных налогов, то есть компаний и предпринимателей, заявляющих в декларациях убыток или минимальную прибыль. В Правительстве неоднократно заявляли, что торговый сбор направлен на выведение налогоплательщиков из «латентного» состояния, а не увеличение налоговой нагрузки; например, по словам Максима Решетникова, руководителя Департамента экономической политики и развития Москвы, «Увеличение <налоговой нагрузки> почувствуют только те предприятия, которые по непонятным причинам совсем налогов не платили. Таких предпринимателей, по нашим оценкам, будет от 5% до 10%».
Такие благие намерения, которые к реалиям жизни имеют слабое отношение.
Согласно данным Росстата 21,5% торговых компаний являются убыточными, в то время как средняя рентабельность компаний оптовой и розничной торговли составляет 6,7%. Введение торгового сбора для большей части этих предприятий поспособствует значительному увеличению налоговой нагрузки, особенно пострадают малый и средний бизнес, чьи 6,7% вполне могут оказаться неспособными выдержать тяжёлую ношу фиксированных сборов.
Впрочем, ставки сбора нигде, кроме как в Москве, пока не были определены. Возможно, что в других регионах сбор будет меньше, тем более что соответствующие стоимости патента будут значительно ниже московских.
Добавление от 30.01.2015
Был официально принят закон г.Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе», утверждающий, в частности его ставки и льготы.
От сбора освобождается имущество, используемое для торговли:
1. с использованием вендинговых автоматов;
2. на ярмарках выходного дня;
3. через объекты стационарной и нестационарной сети на территории розничных рынков;
4. разносной торговли в зданиях, управляемых автономными, бюджетными и казенными учреждениями.
Кроме того, в соответствии с московским законом, от сбора освобождаются организации федеральной почтовой связи, автономные, бюджетные и казенные учреждения, а в соответствии с Налоговым Кодексом сбор также не платят предприниматели на ПСН.
Для всех остальных установлены следующие ставки сбора:
Вид деятельности |
Физический показатель |
Сбор (руб. в квартал) |
Торговля через нестационарную сеть без торговых залов |
Объект осуществления торговли |
В пределах ЦАО – 81 000 руб. В САО, СВАО, ВАО, ЮВАО, ЮЗАО, ЗАО, СЗАО – 40 500 руб. В отдельных районах – 28 350 руб. |
Развозная и разносная торговля |
Объект осуществления торговли |
40 500 руб. |
Торговля через стационарную торговую сеть с торговыми залами |
Объект осуществления торговли для залов менее 50 кв. м или площадь торгового зала для залов более 50 кв. м |
В пределах ЦАО – 60 000р. + 1200р. за каждый кв.м. свыше 50. В САО, СВАО, ВАО, ЮВАО, ЮЗАО, ЗАО, СЗАО – 30 000р. + 600р.за каждый кв.м. свыше 50. В отдельных районах – 21 000р. + 420р. за каждый кв.м. свыше 50. |
Организация розничных рынков |
Квадратный метр площади розничного рынка |
50 руб. |
Читайте, опубликованную 22 июля 2015 на нашем сайте статью "Актуально о торговом сборе: вопросы и ответы"
Авторы:
Малышев Николай, советник по правовым вопросам
Тишин Денис, специалист по бухгалтерскому учету