Статьи

Проведение аттестации рабочих мест по новым правилам с 1 сентября 2011 г.

Изменения в законодательстве:

с 01 января 2014 г. Вместо аттестации рабочих мест работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда (СОУТ)

С 1 сентября 2011г. вступил в силу новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее - Приказ). Отметим, что в новом документе ряд положений повторяют Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569, но есть и существенные отличия и уточнения порядка проведения данного мероприятия.

Проведение аттестации рабочих мест согласно новому Приказу включает в себя основные моменты, которые мы и рассмотрим:

1. Обязанность по проведению аттестации рабочих мест возлагается на всех работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) не зависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

2. Аттестующие организации. Аттестация проводится аккредитованными в установленном порядке аттестующими организациями в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Работодатель привлекает такую организацию на основании договора гражданско-правового характера.

Важно отметить, что аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, проводящему аттестацию.

При этом при проведении аттестации работодатель обязан содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц.

В свою очередь, при проведении аттестации аттестующая организация:

[spoiler]- определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;

- исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;

- запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;

- отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

При проведении аттестации аттестующая организация обязана представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных ею по результатам аттестации.

3. Сроки. Аттестация, как и по Приказу от 31 августа 2007 г. № 569, проводится по каждому рабочему месту не реже чем раз в пять лет.

В некоторых ситуациях необходимо проводить внеплановую аттестацию. Так, аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после их ввода в эксплуатацию. Также обязанность провести внеплановую аттестацию возлагается на работодателя в следующих случаях:

- по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;

- в случае выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;

- в случае замены производственного оборудования;

- в случае изменения технологического процесса;

- в случае изменения средств коллективной защиты.

4. Состав и действия аттестационной комиссии. Непосредственно аттестация рабочих мест проводится аттестационной комиссией. В ее состав включаются:

- представители работодателя;

- специалист по охране труда;

- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;

- представители аттестующей организации.

Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя. Аттестационная комиссия выполняет следующие действия:

- осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;

- формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;

- составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ);

- готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

- присваивает номер каждому рабочему месту: каждому рабочему месту присваивается уникальный порядковый номер (не более восьми знаков: от 1 до 99 999 999);

- заполняет и подписывает карты аттестации;

- готовит предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда с указанием источников финансирования данных мероприятий и сроков их выполнения.

Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя:

- оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

- оценку травмоопасности рабочих мест;

- оценку обеспеченности работников СИЗ;

- комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагается ряд документов.

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

После проведения аттестации работодатель в течение десяти календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ. Кроме того, данные документы на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.

Напомним, что Приказ от 31 августа 2007 г. № 569 также предусматривал необходимость передачи документов по итогам аттестации в государственную инспекцию труда, но не устанавливал сроков передачи.

5. Ответственность. Ответственность за непроведение аттестации возлагается на работодателя (ст. 212 ТК РФ). Согласно статье 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях санкция за правонарушения в сфере охраны труда составляет:

- штраф на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

- штраф на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- штраф на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию.

Следует отметить следующее. В случае если в организации была проведена аттестация рабочих мест в соответствии действовавшим ранее Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569, то проводить аттестацию заново не придется . Новый Приказ устанавливает, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Приказом № 596 действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест.

В настоящий момент в России действует 622 аккредитованных аттестующих организаци, из них всего 61 организация - в Москве.

Реестр аккредитованных аттестующих организаций можно посмотреть на сайте Минздравсоцразвития России (http://rao.rosminzdrav.ru/).

Цены на проведение аттестации зависят от множества факторов, таких как количество рабочих мест у работодателя, сложность исследований. В среднем, на рынке предоставления данного вида услуг стоимость аттестации одного рабочего места может составить от 1000 рублей до 7000 рублей.

6. Расходы на проведение аттестации рабочих мест. Налогообложение компенсации за вредные условия труда.

По результатам проведения аттестации рабочих мест оплата труда сотрудников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Конкретный размер надбавки должен быть зафиксирован в коллективном или трудовом договоре либо в локальном нормативном акте (ст. 147 ТК РФ).

В своем письме от 06.09.2011 № ЕД-4-3/14453 ФНС России налоговики разъяснили, какие последствия в отношении налога на прибыль и НДФЛ возникнут при выплате такой надбавки.

По общему правилу к расходам на оплату труда относятся выплаты компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе, надбавки за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, производимые в соответствии с законодательством РФ (под. 3 ст. 255 НК РФ). Исходя из этого, налоговые органы сделали вывод, что учесть при расчете налога на прибыль можно только надбавки, установленные по результатам аттестации. То есть компания, которая не проводила аттестацию, не сможет отразить в расходах выплаченные надбавки. Аналогичной точки зрения придерживается и Минфин России (письмо от 12.09.2006 № 03-05-02-04/143).

Тем не менее существует и другая позиция по этому вопросу. Надбавки за вредные условия труда можно признать независимо от того, проводила компания аттестацию или нет. Ведь отсутствие оценки рабочих мест не освобождает работодателя от обязанности предоставить надбавку или компенсацию работнику, чей труд сопряжен с вредными условиями. Такую же точку зрения высказали судьи ФАС Уральского округа в постановлении от 07.10.2010 № Ф09-8271/10-С3 по делу № А60-4798/2010-С10.

Кроме надбавки к заработной плате работникам, занятым на вредных работах, организация может выплачивать компенсацию (ст. 219 ТК РФ). По мнению налоговых органов, такая компенсация не должна облагаться НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ только при выполнении двух условий. Во-первых, основанием для ее выплаты послужили результаты аттестации рабочих мест. Во-вторых, работодатель не смог устранить выявленные тяжелые и (или) опасные условия труда.

Между тем специалисты Минфина России придерживаются более лояльной позиции. Они считают, что не облагаются НДФЛ компенсации за вредные условия труда, установленные в трудовых (коллективных) договорах с учетом рекомендаций профсоюзных инспекторов труда.

Необходимо отметить, что в отличие от компенсаций надбавки за вредные условия труда всегда будут облагаться НДФЛ. Подобные выплаты не могут рассматриваться в качестве компенсационных. Поэтому на них не распространяются положения п. 3 ст. 217 НК РФ (письмо Минфина России от 19.06.2009 № 03-03-06-02/46 и постановление Президиума ВАС РФ от 17.10.2006 № 86/06).

7. Кроме того согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить помимо проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, но и последующую сертификацию организации работ по охране труда.

В настоящее время в Минздравсоцразвития РФ задумались о небольших компаниях, которым проходить полноценную сертификацию работ по охране труда накладно и дорого. Для них ведомство подготовило специальный документ – декларацию соответствия.

Её смогут сдавать представители малого и среднего бизнеса, которым не придется тратить деньги на услуги сторонних специалистов. Достаточно будет уведомить госорганы, что условия труда на предприятии соответствуют нормативным требованиям охраны труда. Сдавать декларацию понадобится после того, как будет проведена аттестация рабочих мест.

В настоящее время готовится отдельный законопроект, утверждающий форму документа и порядок его заполнения.
Результаты аттестации рабочих мест и обязательных медосмотров будут влиять на размер скидки или надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Президент РФ подписал Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. № 300-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Теперь страхователь будет обязан сообщать ФСС России сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медосмотрах. Правила предоставления этих сведений утвердят в порядке, установленном Правительством РФ.

Напомним, что размер страхового взноса рассчитывается исходя из страхового тарифа и скидки (надбавки) к страховому тарифу. Теперь при определении размера скидки или надбавки будут учитывать итоги работы страхователя за 3 года (в настоящее время - за 1 год). При этом если наступил страховой случай со смертельным исходом, скидку не предоставят.

Указанный закон вступит в силу с 1 января 2012 года.