Статьи

  • Архив

    «   Ноябрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30  

Изменения в порядок проведения аттестации рабочих мест!

Минюстом России 6 февраля 2013 г. за № 26881 зарегистрирован, но еще не опубликован и не вступил в силу Приказ Минтруда от 12.12.2012 № 590н «О внесении изменений в порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздрава от 26.04.2011 № 342н» (далее – Приказ 342н).

В соответствии с Приказом Минтруда существенные изменения внесены в пункты 4, 8 и 47 Приказа 342н.

Читать далее ...

Надзор за аттестацией рабочих мест будет усилен

По результатам проверок правильности проведения аттестации рабочих мест за 2011 год специалистами Федеральной службы по труду и занятости было выявлено масса нарушений, большая часть которых – непроведение аттестации рабочих мест вообще. По итогам неутешительных результатов, руководителями территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, приняли меры, направленные на повышение эффективного исполнение требований действующего законодательства в сфере проведения аттестации рабочих мест.

К ним, в частности, относятся следующие действия:

- усиление информационно-консультационной деятельности специалистов Федеральной службы по труду и занятости в целях донесения до работодателей сведений о необходимости проведения аттестации рабочих мест и порядка ее проведения;

- обеспечение контроля за реализацией работодателями требований приказа Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н «Об утверждения Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков». Такие мероприятия будут проводиться в рамках плановых проверок, в ходе расследования несчастных случаев и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Не лишним будет напомнить, что согласно ст. 5.27 КоАП РФ, непроведение аттестации грозит штрафом: для должностных лиц – от 1 000 до 5 000 руб., для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Автор: Полозова Вера, юрист АСС-СИСТЕМС

Новое об аттестации рабочих мест

Мы уже писали об изменении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с 1 сентября 2011 года - http://www.acc-systems.ru/communication/blog/acc-systems/76.php.

В период с 13.01.2012 по 12.02.2012 года Минэкономразвития РФ были проведены публичные консультации по Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 342н от 26 апреля 2011 г. «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» на предмет наличия положений необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности -

http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depregulatinginfluence/doc20120113_05.

В связи с чем, были начаты процедуры публичных консультаций?

Аттестация рабочих мест – это дорогостоящая процедура, стоимость аттестации одного рабочего места – от 3000 руб., срок – 5 лет. При этом, как отмечает газета Экономика и жизнь (№05 от 10 февраля 2012 года, стр.08, статья «Дорогостоящая аттестация рабочих мест без гарантий безопасности») со слов заместителя руководителя Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «ОПОРЫ России» И.Ефременкова, эта процедура не гарантирует безопасности работников (например, для предприятий бытового обслуживания существуют требования по технике безопасности, обучение работников правилам безопасности, также обязательное обучение руководителей или специальных работников за соблюдением правил безопасности, ведутся специальные журналы). При аттестации проводится ряд измерений, которые дублируют проводимые структурами Роспотребнадзора.

Кстати, «Экономика и жизнь» с «разбора полетов» по данному акту открыла рубрику по оценке регулирования, где будут анализировать нормативные акты и их проекты, которые требуют от предпринимателей необоснованных затрат, создают избыточное регулирование и препятствуют работе бизнеса. Нужно отметить, что с июля 2011 года действующие нормативные акты по ряду предметных областей http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/designelements/ria/index по результатам проводимых процедур могут быть отменены или изменены их разработчиками.

Заключение по публичным консультациям относительно аттестации рабочих мест пока не сделано.

Читать подробнее...

Порядок проведения аттестации рабочих мест по-новому

Несмотря на то, что аттестация рабочих мест проводится специализированными организациями, знание порядка проведения и оформления ее результатов поможет частным компаниям подготовиться к проверке, проконтролировать результаты и, в случае необходимости, защитить свои права.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по-новому

Требования к проведению аттестации, оформлению и использованию ее результатов установлены Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 №342н, далее - Порядок проведения аттестации). Требования указанного Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п.1 Порядка проведения аттестации).

1. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

Сроки проведения очередной аттестации установлены п.8 Порядка проведения аттестации - не реже одного раза в пять лет. Пятилетний срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации, а именно от даты подписания работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации (п.44 Порядка проведения аттестации). За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

Следует отметить, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 №569, действительны до проведения очередной аттестации. Это установлено п.3 Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

2. Приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

Для организации и проведения аттестации работодатель должен издать приказ (п.11 Порядка проведения аттестации). Унифицированной формы приказа о проведении аттестации законодательством не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.

В приказ должны быть включены следующие сведения:

- о составе аттестационной комиссии (подробнее об этом см. п. 4 «Состав аттестационной комиссии»);

- о председателе аттестационной комиссии, который должен быть представителем работодателя (п.10 Порядка проведения аттестации);

- о сроке проведения аттестации.

Кроме того, в произвольной форме должен быть составлен и либо включен в текст приказа, либо добавлен как приложение к приказу график проведения работ по аттестации.

С приказом о проведении аттестации необходимо ознакомить всех членов аттестационной комиссии, а также иных лиц, указанных в приказе.

2.2. Аттестующая организация

Пунктом 6 Порядка проведения аттестации предусмотрено, что аттестация проводится совместно работодателем и аттестующей организацией на основании гражданско-правового договора.

Аттестующая организация - это юридическое лицо, оказывающее услуги по аттестации и выполняющее:

- измерения и оценки факторов рабочей среды и трудового процесса;

- оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- оформление и подготовку отчета об аттестации.

Аттестующая организация должна соответствовать следующим условиям:

- аккредитована в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»;

- является независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого ею проводится аттестация.

2.3. Состав аттестационной комиссии

Состав аттестационной комиссии установлен п.10 Порядка проведения аттестации и зависит от того, к какой категории субъектов предпринимательства относится организация, в которой планируется проведение аттестации.

Если аттестация проводится в организациях, отнесенных к микропредприятиям и малому бизнесу (пп.«а» п.2 ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), то в состав аттестационной комиссии включаются:

- работодатель (его представитель). В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники;

- представители аттестующей организации (подробнее об этом см. раздел «Аттестующая организация» настоящего материала);

- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);

- представители организации или специалисты, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Во всех остальных организациях в состав аттестационной комиссии включаются:

- представители работодателя;

- специалист по охране труда;

- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;

- представители аттестующей организации (подробнее об этом см. раздел «Аттестующая организация» настоящего материала).

3. Составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда

Обязанность по составлению перечня рабочих мест возложена на аттестационную комиссию (п.12 Порядка проведения аттестации). Образец перечня рабочих мест и правила его заполнения приведены в Приложении №1 Порядка проведения аттестации.

Для составления перечня рабочих мест необходимы следующие документы:

- штатное расписание;

- список работников с указанием профессии (должности) и структурных подразделений.

Наименования профессий (должностей) в перечне рабочих мест должны соответствовать их наименованиям в штатном расписании. Каждому рабочему месту присваивается уникальный порядковый номер от 1 до 99 999 999.

4. Виды оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам

После составления перечня рабочих мест специалисты аттестующей организации проводят оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам. Порядок проведения оценки установлен п.п.14-19 Порядка проведения аттестации. Оформляется протоколом. Форма протокола законодательно не предусмотрена. Протоколы измерений и оценок оформляются по каждому фактору, подлежащему оценке. Протокол должен содержать следующую информацию:

· полное или сокращенное наименование работодателя;

· фактический адрес местонахождения работодателя;

· идентификационный номер протокола

4.1. Оценка травмоопасности рабочих мест

Оценка травмоопасности проводится специалистами аттестующей организации и осуществляется по правилам, установленным п.п.20-28 Порядка проведения аттестации. Результаты оценки травмоопасности рабочего места оформляются протоколом оценки травмоопасности рабочего места, образец которого предусмотрен приложением № 4 к Порядку.

4.2. Оценка обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ)

Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится специалистами аттестующей организации по правилам, установленным п. п. 29 – 35 Порядка. Обязанность по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ возложена на работодателя. Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, образец которого предусмотрен приложением № 5 к Порядку, за исключением случаев, когда выдача СИЗ не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ и не требуется по фактическому состоянию условий труда.

4.3. Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте

Процедура оценки условий труда завершается комплексной оценкой состояния условий труда на рабочем месте , которая включает в себя результаты следующих оценок (п.36 Порядка проведения аттестации):

- класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

- класса условий труда по травмоопасности;

- обеспеченности работников СИЗ.

Рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда», если установлено соответствие условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, соответствие рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ и при оценке травмоопасности рабочего места не выявлено несоответствия требованиям охраны труда (п. 37 Порядка проведения аттестации ).

Рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» при несоответствии условий труда гигиеническим нормативам, и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ (п. 38 Порядка проведения аттестации ).

При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным работодатель должен незамедлительно разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия (п. 39 Порядка проведения аттестации ).

Результаты комплексной оценки состояния условий труда на рабочем месте вносятся в карту аттестации рабочего места по условиям труда в строку 070.

5. Документы по итогам проведения аттестации

По результатам аттестации аттестационная комиссия составляет отчет об аттестации , к которому прилагаются следующие документы (п. 44 Порядка проведения аттестации ):

- приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации (подробнее об этом см. п. 2 «Приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» настоящего материала);

- перечень рабочих мест , подлежащих аттестации (подробнее об этом см. п. 1 «Составление перечня рабочих мест , подлежащих аттестации по условиям труда» настоящего материала);

- карты аттестации рабочего места с протоколами измерений и оценок (подробнее об этом см. п. 2 «Функции аттестационной комиссии» настоящего материала);

- сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест (Приложение № 6 к Порядку проведения аттестации );

- сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации , и компенсаций, которые необходимо устанавливать работникам (Приложение № 7 к Порядку проведения аттестации );

- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (Приложение № 8 к Порядку проведения аттестации ), который подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом передается на утверждение работодателю;

- итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (Приложение № 9 к Порядку проведения аттестации );

- сведения об аттестующей организации (Приложение № 10 к Порядку проведения аттестации ) с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации );

- протоколы заседаний аттестационной комиссии;

- заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

- предписание должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

6. Подписание приказа о завершении аттестации рабочих мест по условиям труда и утверждение отчета об аттестации

Процедура аттестации завершается подписанием работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации (п. 44 Порядка проведения аттестации ). Подписание приказа о завершении аттестации и утверждение отчета об аттестации осуществляется работодателем в течение десяти рабочих дней с даты поступления итогового протокола заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

С приказом о завершении аттестации необходимо ознакомить всех членов аттестационной комиссии, а также иных лиц, указанных в приказе.

Унифицированной формы приказа о завершении аттестации законодательством не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.

7. Ознакомление работника с результатами аттестации его рабочего места

В течение десяти рабочих дней с даты поступления итогового протокола заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель должен ознакомить работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места в карте аттестации (п. 44 Порядка проведения аттестации ).

8. Взаимодействие с государственной инспекцией труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда

Взаимодействие работодателя с государственной инспекцией труда (далее - ГИТ) осуществляется согласно Приказу Роструда от 31.08.2011 № 193 «Об организации работы по реализации пункта 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н».

В течение десяти календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждения отчета об аттестации работодатель должен направить в ГИТ следующие документы:

- сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

- сведения об аттестующей организации (подробнее об этом см. п. 1 «Составление отчета об аттестации рабочих мест по условиям труда» настоящего материала);

- сопроводительное письмо на бланке работодателя.

Указанные документы должны быть представлены на бумажных носителях и в электронном виде (п. 45 Порядка проведения аттестации ).

Поступившие от работодателя документы регистрируются ГИТ в журнале регистрации поступления материалов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

При представлении работодателем неправильно оформленных документов или неполного их пакета ГИТ сообщает ему об этом с указанием конкретного срока для устранения недостатков.

Сведения, содержащиеся в документах, ГИТ вносит в реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда в хозяйствующих субъектах.

В соответствии с пунктом 11 приказа Роструда от 31.08.2011 № 193 «Об организации работы по реализации пункта 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н», если после 1 декабря 2010 г. аттестация рабочих мест по условиям труда проводилась организацией, не прошедшей в установленном порядке обязательную аккредитацию, ГИТ обязана предъявить работодателю предписание с требованием повторного проведения аттестации в соответствии с установленным порядком.

Проведение аттестации рабочих мест по новым правилам с 1 сентября 2011 г.

Изменения в законодательстве:

с 01 января 2014 г. Вместо аттестации рабочих мест работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда (СОУТ)

С 1 сентября 2011г. вступил в силу новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее - Приказ). Отметим, что в новом документе ряд положений повторяют Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569, но есть и существенные отличия и уточнения порядка проведения данного мероприятия.

Проведение аттестации рабочих мест согласно новому Приказу включает в себя основные моменты, которые мы и рассмотрим:

1. Обязанность по проведению аттестации рабочих мест возлагается на всех работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) не зависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

2. Аттестующие организации. Аттестация проводится аккредитованными в установленном порядке аттестующими организациями в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Работодатель привлекает такую организацию на основании договора гражданско-правового характера.

Важно отметить, что аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, проводящему аттестацию.

При этом при проведении аттестации работодатель обязан содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц.

В свою очередь, при проведении аттестации аттестующая организация:

Читать подробнее...

Аттестацию рабочих мест в РФ с 1 сентября будут проводить независимые организации

Аттестацию рабочих мест в РФ с 1 сентября 2011г. будут проводить независимые организации. Как говорится в сообщении Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития), с сегодняшнего дня вступает в действие новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в котором впервые введен институт независимости аттестующей организации по отношению к работодателю.

"Правительство создает законодательно закрепленный механизм независимой оценки условий труда, - комментирует директор департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития Наталия Жарова. - Новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда призван способствовать объективной оценке рабочего месте, поскольку именно от результатов аттестации зависит установление работникам гарантированных компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда и построение адекватной системы защиты жизни и здоровья каждого работника на каждом предприятии".

Согласно документу, аттестующая организация должна быть аккредитована в порядке, установленном Минздравсоцразвития. Также порядком четко регламентирован состав комиссии по аттестации рабочих мест, в соответствии с которым в работе аттестационной комиссии в обязательном порядке предусмотрено участие представителей аттестующей организации. Для предприятий, отнесенных, в соответствии с действующим законодательством, к микропредприятия и малому бизнесу, в соответствии с порядком, формирование комиссии по аттестации рабочих мест осуществляется по упрощенной схеме.

Кроме этого, в порядке четко прописан механизм аттестации аналогичных рабочих мест, что особенно важно для предприятий микро- и малого бизнеса (сфера услуг, офисная деятельность). Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух).

Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Аттестации подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест, на которых выполняются работы в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т.д.). Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

По данным Росстата, в 2010г. продолжилось увеличение доли работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, которая на конец 2010г. составила 29% (в 2009г. - 27,5%).

Источник. РБК