Статьи

  • Архив

    «   Март 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 31
                 

Выездная проверка: проверяющие должны подтвердить факт нарушения налогового законодательства

С 09 октября 2011 года вступили в силу изменения в Требования к составлению Акта налоговой проверки (далее - Требования), утвержденные Приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@.
Теперь к акту выездной налоговой проверки, который вручается проверенному лицу или его представителю, должны прилагаться:
- документы, подтверждающие факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки,
- ведомости, таблицы и иные материалы. В этом случае в тексте акта приводится изложение существа нарушений со ссылкой на конкретные нормы Кодекса или иных нормативных правовых актов, нарушенные проверенным лицом, а также общее количественное (суммовое) выражение последствий указанных нарушений и делается ссылка на соответствующие приложения к акту. При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных нарушений с указанием: периода, к которому они относятся; наименования, даты и номера документа, по которому совершена соответствующая операция; сущности операции; количественное (суммовое) выражение последствий нарушения. Каждое из указанных приложений должно быть подписано составившим его проверяющим либо руководителем проверяющей группы (бригады).
Подтверждающие документы должны прикладываться к актам, вручаемым после 9 октября 2011 года, независимо от периода, за который проводилась выездная налоговая проверка.
При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.
Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Ранее налоговые органы отказывали налогоплательщику в выдаче таких документов на основании пункта 1.15 Требований, согласно которому соответствующие материалы проверки и документы, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах, являются документами для служебного пользования.
Решением ВАС РФ от 24.01.2011 № ВАС-16558/10 данное положение было признано противоречащим Налоговому кодексу РФ. В этой связи внесены изменения в названные Требования, в том числе упомянутый пункт 1.15 признан утратившим силу.
В налоговом органе остаются на хранении документы для служебного пользования – их состав остался неизменным:
1. экземпляр акта налоговой проверки,
2. документы, относящиеся к налоговой проверке:
- решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
- решение о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);
- решение о приостановлении и возобновлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);
- решение о продлении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (при наличии);
- требование о представлении документов;
- решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов (при наличии);
- акт инвентаризации (в случае проведения инвентаризации);
- разделы актов проверок филиалов (представительств);
- документы (информация), истребованные в ходе проверки;
- заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);
- протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
- справка о проведенной проверке;
- документы, подтверждающие факт вручения либо направления справки о проведенной проверке, а также акта налоговой проверки налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или его представителю;
- копии первичных документов, регистров налогового и бухгалтерского учета, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, заверенных в установленном порядке;
- иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и для принятия обоснованного решения по результатам проверки.
Таким образом, спустя 8 месяцев Федеральная налоговая служба наконец-то привела в соответствие с НК свой ведомственный нормативный акт, который как обычно ущемлял права налогоплательщиков. Конечно, зачем же им видеть доказательства выявленных нарушений? Это должно быть скрыто от глаз под грифом «ДСП».
Что ж, хоть и пустячок, но, все равно, приятно. Изучайте теперь подтверждающие документы и не забывайте, что и у вас есть права помимо обязанностей!